Украинский кризис обнажил многие нерешенные этнические, территориальные, лингвистические и даже религиозные проблемы Старого Света. Эксперты утверждают, что вместе с Украиной новой «горячей точкой» Европы в скором времени опять станут Балканы, а именно мусульманский регион Санджак, который сегодня разделен границами Сербии и Черногории. В нём сегодня усиливается влияние исламистов и радикальных взглядов по отношению к окружающим народам — черногорцам и сербам. Среди местного населения распространено стремление как к автономии, так и к созданию отдельного мусульманского государства на европейском континенте.
Славяне-мусульмане
В Санджаке живут славяне, но весьма специфические. В Средние века в этой области было основано сербское государство Рашка. А после завоевания Османской империей этих земель появилось большое количество т. н. потурченцев. Они под влиянием турок насильно или добровольно переходили в исламскую веру. Вместе с этим забывалось родное (чаще сербское) происхождение, принимались все признаки турецкой идентификации: одежда, употребление турецких слов, способ поведения и мышления. Все эти подражания «под турок» сделали из них настоящих ненавистников православия и своего же «бывшего» сербского народа. Недаром среди сербов до сих пор популярна пословица: «Потурченец хуже турка».
За 30 с лишним лет, прошедших с даты публикации этой карты, количество славян-мусульман, проживающих в Санджаке, фактически не изменилось — только большинство стало называть себя «боснийцами». Людей же, считающих себя по старой югославской привычке «мусульманами» по национальности, осталось совсем немного.
С момента «ухода» Османской империи с Балкан «потурченцы» стали обозначаться особенным народом, до этого они считались сербами или хорватами исламской веры. Для них даже официально был введён термин «Мусульманин» (национальность в сербохорватском языке пишется с большой буквы) в качестве определения национальности в социалистической Югославии. После, под влиянием мусульман из Боснии, стал насаждаться этноним «бошняк» (босниец) и пропаганда, что именно такое название народа историческое для всех приверженцев ислама Балканского полуострова, а Санджак — это неотъемлемая часть Боснии. Хотя среди самих жителей области популярен этноним «санджаклия». Сербское население и сегодня неофициально продолжает их называть «турками».
Требования автономии
Идея автономия Санджака — старая тема, которая в течение многих лет обсуждается в политических кругах двух государств: Черногории и Сербии. Официальный Белград справедливо считает, что предоставление политических прав ещё какой-либо территории приведёт к очередному сепаратизму и нестабильности на Балканах (в сербских официальных документах эта территория называется Рашская область). Тем более что мусульмане составляют большинство только в трёх общинах сербского Санджака. В Черногории сразу после обретения независимости официальные власти стали наоборот поддерживать славян-мусульман на севере, но потом процесс по сути федерализации страны остановили. Свой отказ официальная Подгорица скрыла за красивой формулировкой, что «Санджак в будущем станет „еврорегионом“ в ЕС», куда черногорские власти усиленно стремятся.
Планы по развалу Сербии с указанием границ Косово (1), Воеводины (2) и Санджака (3)
С другой стороны, мусульманские активисты Санджака утверждают, что их область в разные исторические периоды уже имела собственную кратковременную государственность или входила в состав Боснии, поэтому якобы имеют право на «возвращение автономии». Они считают, что их национально-территориальное образование в составе как Сербии, так и Черногории, поможет сохранить их культуру от ассимиляции, которой, по их мнению, они подвергаются в этих государствах. Например, «санджаклии» считают, что обучение их детей в сербских школах, где те учатся кириллице, другим сербским государственным и национальным символам, часто имеющим религиозный смысл, бьёт по самосознанию учеников-мусульман.
Радикализм
На территории Сербии сегодня легально существуют различные мусульманские объединения и партии, которые не скрывают своих радикальных взглядов и устремлений к дезинтеграции с Белградом. Одним из самых известных лидеров, который часто выступает с резкими заявлениями по поводу будущего Санджака, является муфтий Муамер Зукорлич. В своих многочисленных проповедях и интервью он совершенно открыто ополчается на сербские символы, например, герб, флаг и государственный гимн «Боже правде». Славян-мусульман в сербском государстве особенно раздражают строки: «Боже спаси, Боже сохрани, сербские земли, сербский род». Пытается доказать, что санджакские земли «в данный момент находятся „под оккупацией Сербии“».
В социальной сети Facebook уже создана «армия Санджака»
В Санджаке активно продолжается процесс переписывания и «переворачивания» истории. Теперь молодое поколение обучают тому, что во всех бедах санджакцев виноваты исключительно сербы и их правители. На волне этих настроений в городе Нови Пазар (столица региона) прошли акции протеста против установки памятника в честь сербского правителя Стефана Неманьи. Протестующие также потребовали переименовать улицы, которые названы в честь сербских исторических личностей. Лидер Движения за обновление автономии Санджака Джемаил Сулевич даже неоднократно высказывался, что сербы «целенаправленно совершали геноцид по отношению к санджакским мусульманам и совершают его сегодня».
Исламизация
После распада Югославии (СФРЮ), где все конфессиональные общины жили более или менее бесконфликтно и практически незаметно, началось религиозное возрождение во всех странах Балканского полуострова. На волне этих настроений жители Санджака ринулись старательно и массово соблюдать мусульманские обряды. Этим воспользовалась Турция, которая стремилась расширить сферы своего влияния на Балканах. Турецкие власти профинансировали строительство новых мечетей, мусульманских учебных заведений и культурных центров, в которых пропагандировалась «правильная» интерпретация истории и ислама. Сегодня в Нови Пазаре религиозность проявляется поголовным ношением хиджаба у женщин и бороды у мужчин, что не было им свойственно в годы существования СФРЮ. Кроме того, на домах, из окон и в автомобилях местным населением повсеместно вывешиваются сепаратистские флаги независимого Санджака.
Флаг «свободного» Санджака
Под влиянием этих идей в области начинают формироваться вооружённые «отряды освобождения». Так, в 2007 году в Сербии был обнаружен лагерь по подготовке террористов. Там было арестовано четверо молодых санджакцев, найдено большое количество огнестрельного оружия, взрывчатки, военного обмундирования, продовольствия и радикальной литературы. Боевиков готовили для участия в акциях, направленных на дестабилизацию положения в регионе. Кроме того «санжаклия» Мевлид Яшаревич в 2011 году в Сараево расстрелял посольство США в Боснии и Герцеговине, во время этого теракта он был одет в традиционную мусульманскую одежду и кричал привычные в таких случаях религиозные возгласы. После начала войны в Сирии и Ближнем Востоке радикалы из Санджака, конечно же, поехали и туда.
В итоге
Конфессиональная принадлежность на Балканах всегда имела нациообразующий характер. Потурченцы, принявшие ислам «бывшие сербы», стали со временем самыми ярыми противниками сербского народа. Сегодня они выступают против Сербии как государства и его национальных символов. Разнообразные новейшие псевдоисторические теории происхождения и развития славян-мусульман навязываются молодому поколению Санджака. Там обвиняются во всех исторических неудачах и трагедиях исключительно сербы. С другой стороны, с подачи и за деньги Турции возвеличиваются и идеализируются времена Османской империи, утверждается, что именно то время было «золотым веком Балканского полуострова». В последнее время возросло влияние в Санджаке радикальных исламистов, которые радикализируют общество славян-мусульман южной Сербии и северной Черногории. При этом мусульмане Санджака имеют национальные институты, о которых национальные меньшинства в других странах могут только мечтать. У них есть депутаты в Скупщине (парламент Сербии), два министра, свои политические партии и религиозные союзы. К сожалению, в Санджаке сегодня активно формируются и набирают обороты идеи исламского фундаментализма, навязанные извне. Это может быть опасно не только для территориальной целостности Сербии или Черногории, но и для всей остальной Европы.