Добить Сербию: сепаратизм в Воеводине

В Сербии всегда любили Россию. Это единственная страна балканских братушек, которая пока еще осталась в зоне нашего политического и культурного влияния. Ее еще можно назвать союзницей РФ в регионе. Несмотря на то, что сербское государство в 2025 году стремится вступить в Евросоюз, а некоторые чиновники реально хотят в лучших хохляцких традициях стать членами НАТО, влияние России тут пока велико на всех уровнях. Но в ответ западные политтехнологи стали шаг за шагом уничтожать сербскую государственность и, что самое интересное, идентичность единого народа. Сначала воротилы нацбилдинга отделили от страны и объявили самостийными южных сербов — черногорцев. Теперь потихоньку взялись за северных, которые проживают в автономной области Воеводина. Мы расскажем, как готовят отсоединение этой земли от Сербии и превращают людей в каких-то новых «воеводинцев».

Истоки проблемы

Земля теперешней северной Сербии с XI века была под властью венгров, хотя до этого тут испокон веков жили славяне. Массово же сербы туда стали переселяться после поражения от турецких захватчиков на Косовом поле, то есть с XIV века. Так как эта территория постоянно переходила из рук одной империи к другой, то и этнический состав постоянно менялся. В XVI–XVII веках тут хозяйничали османы. В это время многие венгры и немцы в очередной раз свалили из региона, сербы остались, так как умели жить под игом Османской империи. Потом австрийцы эту землю снова отобрали себе.

В 1690 и 1740 годах произошли два «великих переселения» сербов с юга нынешней Сербии. Переезд был вызван беспределом турок, которые стали еще больше угнетать и издеваться над славянами в границах своей страны. Из-за массовой миграции сербы стали меньшинством на территориях современного Косово и Южной Сербии, но стали составлять большинство в некоторых регионах Австро-Венгрии. Получилось такое себе замещение население. Австрийцы у себя им выделили землю и приказали защищать границу. Граничары представляли собой что-то типа наших казаков, только под австрийцами.

Великое переселение сербов из Османской империи в Габсбургскую монархию изменило этническую ситуацию на Балканах

Вена сначала обрадовалась притоку православного населения. Ведь эти ребята могли стать отличной прослойкой между ними и турками в случае конфликта. Но потом разочаровали в сербах — слишком пророссийские они были уже тогда. Австрийцы стали переселять на землю сегодняшней Воеводины людей всех национальностей (главное, чтобы они являлись католиками или греко-католиками), чтобы разбавить сербское большинство. Получилось отлично. Если в 1720 году сербов было 73%, то в 1820-м — только 44%. В итоге край стал одним из самых многонациональных в Европе. Кого тут теперь только не было. Вместе стали жить немцы, хорваты, венгры, галичане, словаки, румыны, русины и прочие чехи. Затем австро-венгерские власти организовали выселение православных. Именно отсюда многие сербы уезжали в братскую Российскую Империю, где в Новороссии они основали Новую Сербию (сейчас это Центральная Украина) и Славяносербию (район города Славяносербска в ЛНР).

Интересно, в XI–XVIII веках земли сербов в Австро-Венгрии все народы называли Расция или Рашка, а православных славян расциянами, рашанами или рацами. Как говорят исследователи, это имя славяне принесли сюда из нынешней Южной Сербии, где в Средние века реально существовало государство под названием Рашка. Собственно, столица теперешней Воеводины — город Нови Сад, имел сначала название Рацка варош, что значит «город рацов». А некоторые европейские ученые и путешественники отделяли Расцию от собственно Сербии. Так, итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство» говорит отдельно о Сербии и о Рашке. Католический священник и путешественник Мартин Сегон выделяет три национальности православного населения Воеводины: сербы, расцияне и влахи. Этот факт дает возможность современным апологетам независимости говорить, что они вообще никогда сербами не были, а всяким там хорватам утверждать, что сербы — это искусственный народец.

Удивительно, в Воеводине в XVIII и XIX столетиях активно использовали так называемый славяносербский язык на основе нашего «великого и могучего». И похож он был больше на современный русский, чем даже на нынешний сербский. Интеллигенция целенаправленно увеличивала похожесть и пыталась внедрить его среди всего сербского населения, даже необразованным селянам. Но лингвист Вук Караджич стандартизировал сербский язык на основе народных говоров деревень и убрал из сербской кириллицы многие русские буквы. Если бы не он, то разговаривали бы там сейчас почти по-русски.

Территория, которую немцы и мадьяры называли Расция

С XIX века теперь венгры плотно взялись за мадьяризацию славян Воеводины. Так, были приняты «языковые законы», по которым венгерский язык получил статус официального и доминирующего. Все церковно-приходские книги теперь обязывали составлять на венгерском, что должно было отразиться на выборе имен для новорожденных и фамилий. Ведь сербы с венгерскими фамилиями быстрее становились венграми. Короче, происходила ассимиляция с государственной поддержкой. В ответ сербы стали сжигать церковные книги и документы, написанные по-венгерски. И надо сказать, проявили большое упорство в сохранении своей идентичности.

Две самые многочисленные национальности края стали конфликтовать между собой и соперничать за первенство в регионе. Что доводило до межнациональных конфликтов и столкновений. После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне в регионе захватил власть Сербский национальный комитет. Мадьяры тогда находились в состоянии анабиоза. Созданная сербами Народная скупщина — где только один мадьяр был депутатом — быстро проголосовала за вхождение в состав матушки-Сербии. Поэтому Воеводина впоследствии попала в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев и Югославии. Местные венгры остались с носом. В новом государстве их подвергли политике дискриминации или делали из них сербов, от чего те массово бежали в Венгрию. Но уехали не все, и они дождались своего звездного часа для мести.

Славяносербский язык Воеводины был очень похож на русский

Оккупация

Территория Воеводины во время Второй мировой войны была разделена между Венгрией (область Бачка), нацистской Хорватией (регион Срем), а регион Банат захватили местные немецкие колонисты. Мадьяры в своей зоне оккупации сразу же стали проводить политику террора и выдавливания сербов. Для того, чтобы венгры стали доминирующим этносом в регионе, они убивали и выселяли славян. Самой массовой казнью стала резня в городе Нови Сад в 1942 году, когда венгерскими войсками были убиты 2842 серба, 1250 евреев, 11 венгров-коммунистов и вдобавок еще 13 наших русских.

Оккупационные мадьярские власти сербов разделили на две части. Первые — это те, кто жил в регионе до 1914 года, они имели возможность жить тут и пользовались всеми правами. Признавались за своих. Вторые — кто приехал после. Их выселяли, издевались, убивали или помещали в концлагеря. Уже тогда зарождался конфликт и непонимание между коренными сербами и приезжими сербами (которые потом, правда, стали сами ненавидеть приехавших позднее). К тому же Венгрия решила переселять на эту территорию венгров-секеев из Румынии и Молдавии. Всего до прихода советских войск было убито до 50 тысяч мирных жителей региона, а 300 тысяч подверглись разного рода дискриминации со стороны венгерских властей — очень многие сидели в тюрьмах.

Под властью хорватов в воеводинском регионе Срем начались массовые преступления против священников Сербской православной церкви. Было разрушено множество церквей и монастырей. Запрещалась кириллица. В общем, как и в других регионах, захваченных усташами. Правда, партизаны там отвоевывали целые районы и держали их долгое время до прихода Красной армии. Но даже после поражения во Второй мировой национализм у хорватов никуда не делся, и они требовали присоединить часть Воеводины — Срем, к их республике. Но Тито им этого не позволил.

В двух Югославиях

Практически все воеводинские немцы покинули регион после войны вместе с отступающими войсками Гитлера, так и при помощи выселения. На их место заселили сербов, изгнанных албанцами из Косова и Метохии, ну и черногорцев. С 1945 по 1948 год длилась подготовленная властями колонизация — процесс переселения сербских семей из Боснии, Хорватии и Черногории в Воеводину. Всего переехало около 200 тысяч человек. Особенно отдавалось предпочтение семьям партизан и коммунистов. Венгров особо не выселяли, хотя они тут зверствовали намного сильнее фрицев. Дело в том, что Венгрия сразу заявила, что будет строить социализм по советскому образцу. Поэтому типа нет смысла теперь с ней враждовать и выселять коммунистических братушек-мадьяр.

В 1945 году Тито выделил эту территорию в Социалистический автономный край Воеводина, чтобы насолить сербским великодержавным шовинистам. В 1974 году, согласно новой Конституции, социалистической Югославии область была признана как субъект федерации. То есть собственно Сербия практически вернулась в границы Сербского княжества XIX столетия. И только в 1990 году Слободан Милошевич вернул автономию в состав унитарной страны — были урезаны многие самостийные права автономии. Но местные власти Воеводины были крайне этим недовольны. Хотя до боевых действий тогда не дошло, но среди элиты области всегда были настроения вернуть сначала все отобранные права автономии, а потом — можно и отделяться.

Территория Воеводины с историческими областями Бачка, Срем и Банат

На современном этапе

В результате войны в 90-е годы в Хорватии, Боснии и Косово огромное количество сербских беженцев устремились в эту часть Сербии. Если в 1991 году сербов тут было 57%, то в 2010-м — уже 67%. Такой дисбаланс стал непривычен для других национальностей региона, которые привыкли жить без одной доминирующей культурной составляющей. Многие национальные меньшинства и люди из числа старожилов сербского населения были возмущены, что ранее многонациональный край со своей особой культурой и манерой поведения все больше становится моноэтническим. Между собой они говорили примерно так: «у нас тут равнина, спокойствие, умиротворение, а вы лезете сюда со своим балканским полутурецким темпераментом». Интересно, что многие сербы, которые стали считать себя коренными воеводинцами и плохо относиться к прибывшим беженцам, часто сами переселились в регион только несколько десятилетий назад.

Из-за того, что других национальных меньшинств становится все меньше, сейчас идет усиленная пропаганда, чтобы люди сербской национальности принимали региональную идентичность — воеводинец. Внушается такой настрой: все коренные жители Воеводины — свои люди, и одна идентичность вне зависимости от этноса. А сербы из других областей страны являются чужими для воеводинских сербов. Они-де были долго под турками и понахватались их традиций, а мы — европейцы.

К этому всему добавился и венгерский вопрос. Абсолютно все мадьяры даже особо не скрывают своего сепаратизма и всячески подталкивают к нему другие народы региона. Они проживают в основном на севере области и их примерно 13%, но расселены достаточно компактно. Это венгры постоянно нагнетают тему создания какой-то славяно-мадьярской республики без Сербии и прочих проектов. В основном местные мадьярские организации, которые щедро спонсируются европейцами, обвиняют официальный Белград в выдавливании венгров из страны и в «мягких» этнических чистках времен гражданской войны в 90-е. Венгерские активисты утверждают, что во время боев с хорватами за Вуковар сербы силой вынуждали мадьяр мигрировать в Венгрию, а их дома использовали для переселения в исконно мадьярские районы сербских беженцев из Хорватии, Боснии и Косово. Но на самом деле этого не было.

Как и на Украине, официальный Будапешт борется здесь за создание особого национального района для мадьяр с центром в городе Суботица, что вызывает непонимание у сербов, которых там вообще-то уже большинство. Венгерские власти даже планировали надавить в этом вопросе на Белград, чтобы Сербию только тогда взяли в ЕС, если в стране будет венгерская автономия. К тому же Венгрия стала выдавать свои паспорта всем жителям края, которые докажут, что их предки тут коренные.

«Я — воеводинец». Пропаганда отдельной воеводинской идентичности в городе Нови Сад

Новый народ и Евросоюз

Несмотря на былое русофильство, которое было популярно в Воеводине в прошлом, и переход на почти русский язык в XIX веке интеллигенции, сегодня в рядах самостийных воеводинцев состоят исключительно противники России. Связанно это прежде всего с отношением к Путину. В Сербии заведено так — если ты с симпатией относишься к российскому президенту, то любишь и Россию, любить Россию и не любить Путина — нельзя. А так как сербы почти все русофилы, значит, их оппоненты назло станут русофобами.

Вообще в Воеводине сегодня активно конкурируют между собой две идеологии и политические концепции. Первая — просербская, поддерживается собственно сербским государством и большей частью этнических сербов в регионе. Вторая — проевропейская и сепаратистская — популярна у национальных меньшинств, а также у части коренных сербов, которые хотят создания новой национальной идентичности. Именно на них направлена пропаганда антисербского самосознания для создания новой национальности. Смешно наблюдать попытки выдумать «воеводинский язык», как это уже сделали черногорцы. Иногда раздаются голоса сделать «воеводинским языком» славяносербский, которым реально пользовались. Но так как он очень уж похож на русский, русофобы таких инициаторов задвигают на самый последний ряд.

В ответ властями направлен обратный процесс полной сербизации края. Строятся необычные для региона церкви в византийском стиле, идут тенденции по смене флага и герба, где теперь должны быть исключительно просербские символы.

Долгосрочная перспектива

Этих сепаратистов обязательно активизируют в будущем, если Сербия не выполнит все требования для вступления в «единую Европу», которое Белграду пообещали в 2025 году. А самое главное условие — признать независимость Косово и не заявлять открыто о своих хороших отношениях с Москвой. Иначе будут расшатывать ситуацию.

Так, «специалист» Европарламента по Сербии Елко Кацин уже намекал о необходимости расширения автономии для Воеводины:

Учитывая предстоящие переговоры по членству Сербии в ЕС, полагаю, что сейчас подходящий момент для того, чтобы поднять вопрос конституционного и законодательного урегулирования автономии Воеводины. Нынешние рамки автономии неясные и нечеткие.

Появляются новые партии и движения, спонсируемые из-за границы. Например, активисты движения «Свободная Воеводина» заявляли, что они — самостоятельный регион, который обязан войти в ЕС, и на этом пути ее не должен тормозить Белград. В общем, если у Сербии что-то пойдет не так в вопросе евроинтеграции, то на политической карте мира появится еще одна страна — Воеводина.

Все тексты Мирона Григорьева из «Балканской серии»

Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».

Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!