Текст: Асим Юсафзай, Foreign Policy. Перевод: Григорий Николаев, «Спутник и Погром»
Взятие Кундуза — лишь подготовка к неизбежному наступлению на Кабул
Новости о том, что 28 сентября Талибан занял Кундуз, ключевой город северного Афганистана, привели весь мир в замешательство. Кундуз, расположенный на границе с Таджикистаном [от Кундуза до ближайшего к нему таджикского поселка Панчи — 40 минут езды — S&P], имеет большую стратегическую и экономическую ценность — через него долгое время пролегал торговый путь из Кабула в Центральную Азию. Во время вторжения США в Афганистан в 2001 году Кундуз оставался одной из самых прочных твердынь Талибана в стране. 1 октября президент Ашраф Гани объявил, что афганские вооруженные силы отбили город, но очевидцы сообщают, что за центр города еще идут бои.
3 октября американский самолет AC-130 во время бомбардировки Кундуза нанес удар по госпиталю «Врачей без границ». 22 человека погибли, мировая общественность осудила действия американских ВВС. «Врачи без границ» назвали инцидент военным преступлением и потребовали независимого расследования. Точная причина удара остается неизвестной, но считается, что авиация била по бойцам Талибана, обстреливающим афганские войска с позиций неподалеку от госпиталя. «Врачи без границ» отрицают эту версию.
Расположение госпиталя в Кундузе. Карта: The New York Times
6 октября американский генерал Джон Кемпбелл свидетельствовал перед Конгрессом, что афганская армия, находясь под обстрелом Талибана, потребовала срочной поддержки с воздуха. На следующий день после слушания Барак Обама позвонил Джоанн Лю, президенту «Врачей без границ», и выразил соболезнования погибшим и раненым в результате действий американской авиации. Неясно, почему удары продолжались целый час, хотя «Врачи без границ» вышли на связь и требовали прекратить огонь.
Для Талибана Кундуз, пятый по величине город Афганистана, стал отличным полигоном для проверки собственных сил — 500 бойцов захватили большой населенный пункт, обороняемый семью тысячами солдат Афганских Национальных Сил Безопасности (АНСБ). Это оказалось легко — что наверняка должно беспокоить и Кабул, и американских инструкторов. Но реальная ситуация еще печальнее: как выяснилось, АНСБ почти год знали о планах Талибана, но все равно не сумели отстоять город.
Военнослужащие Афганских Национальных Сил Безопасности
Взятие Кундуза, очевидно, является лишь подготовкой к новым операциям талибов. Их цель — посеять панику в Кабуле и испытать на прочность Вашингтон, не имеющий ни ресурсов, ни желания, ни воли снова ввязываться в этот конфликт.
США и их партнеров по коалиции можно понять. Годами мировое сообщество возлагало все свои надежды на АНСБ как гарант мира. С 2002 по 2015 год на тренировку и оснащение афганской армии ушло 65 миллиардов долларов. Пентагон с гордостью заявлял, что в АНСБ служат около 350 тысяч афганцев, но сколько из них вооружены и готовы сражаться? Высокий уровень дезертирства, необычайно высокие потери, повсеместное употребление наркотиков — всё это сильно ограничивает эффективность АНСБ. Видимо, вдобавок к «школам-призракам» в Афганистане теперь появились и «солдаты-призраки». Поражение АНСБ под Кундузом вновь подняло вопрос о результатах подобной политики.
Талибан также хочет использовать внутренние разногласия в правительстве Афганистана, пришедшем к власти год назад. У страны, управляемой президентом Гани и премьер-министром Абдуллой Абдуллой, множество проблем: слабая экономика, ведущая к безработице, бессилие центральной власти, высокий уровень коррупции.
Правительство, сформированное под сильным давлением госсекретаря США Джона Керри, страдает от множества внутренних конфликтов, особенно когда дело доходит до применения местных ополчений в войне с Талибаном. Президент Гани считает, что сильные АНСБ должны быть единственным оружием против талибов, а Абдулла и вице-президент Абдул Рашид Дустум хотят вместе с регулярной армией использовать ополченцев.
Президент Афганистана, Ашраф Гани, на встрече с Бараком Обамой
1 октября, в самый разгар битвы за Кундуз, сотни жителей Кабула вышли на улицы с требованием отставки Гани, считая его главным виновником падения города. Это моральная победа Талибана — талибы больше всего желают выставить демократически избранное правительство Афганистана некомпетентным. На этом неудачи Гани не заканчиваются — 7 октября бывший министр внутренних дел Афганистана Мохаммад Омар Даудзай и его сторонники указали на ошибки национального правительства и потребовали досрочных выборов.
Взятие Кундуза также дало Талибану возможность испытать решимость международной коалиции, многие годы поддерживающей правительство Афганистана. Талибы хотели оценить ответ НАТО, прекрасно зная о планах по постепенному полному выводу войск из Афганистана: последний иностранный солдат должен был покинуть страну в 2016 году. Талибан проверял вооруженные силы коалиции на прочность с тех самых пор, как большая их часть была выведена из региона в 2014 году: в этом году талибы уже атаковали Кундуз и захватили часть провинции Гильменд на севере страны.
Это опасная игра. С одной стороны, Талибан желает скорейшего ухода иностранных оккупантов. С другой — взятие Кундуза и атаки на Герат и Кабул вынудили Вашингтон пересмотреть свои планы по выводу войск. Обама всерьез раздумывает над тем, чтобы оставить в Афганистане пять из девяти тысяч расквартированных там американских солдат.
Это только осложнит и без того тяжелую ситуацию в стране: Талибан уже много раз делом доказал свою готовность продолжать борьбу до тех пор, пока последний иноземный солдат не покинет Афганистан. Сейчас силы талибов возглавляет мулла Ахтар Мохаммад Мансур, тайно управлявший организацией на протяжении двух лет после тщательно скрываемой смерти прежнего лидера, муллы Мохаммада Омара. Мохаммад Мансур отказался от переговоров с Кабулом и поклялся продолжать джихад, покуда «не воцарится закон ислама».
Глава Талибана Ахтар Мансур
Можно больше не сомневаться — Талибан никогда не интересовали мирные переговоры. Пока внимание всего мира занимали исламисты из ИГИЛ, Талибан получил время на перегруппировку. Дождавшись вывода войск НАТО из страны, талибы тут же начали полномасштабное наступление на столицу. Мирные переговоры в Катаре не дали никаких результатов, а последняя попытка переговоров в Исламабаде провалилась, когда афганское правительство заявило о смерти муллы Омара.
Теперь очевидно, что Талибан попросту тянул время, пользуясь переговорами. Пока международная коалиция всерьез рассчитывала на участие талибов в мирном процессе, они под руководством муллы Мансура укрепляли свою армию и учились военному делу. Сейчас силы Талибана занимают важные области вокруг Кабула, включая провинции Кундуз, Баглан, Бадакшан, Кунар, Нангархар, Логар, Забул, Гильменд и Герат. В общей сложности талибы контролируют 70 из 398 районов Афганистана.
Карта распространения влияния Талибана в Афганистане. Красным отмечены территории, где боевики проводили военные операции, желтым — территории, поддерживающие Талибан Карта: The New York Times
Первого октября президент Гани создал специальную комиссию по разбору причин падения Кундуза и поклялся наказать виновных за некомпетентность и измену. Комиссию собрали, чтобы предотвратить подобные тактические поражения в будущем, но многие наблюдатели полагают, что все эти меры приняты слишком поздно. Как заявил генерал Кемпбелл перед Конгрессом США, падение Кундуза стало «победой пропаганды Талибана».
После обстрела госпиталя в Кундузе всё внимание переключилось на расследование этой трагедии. Но, вне зависимости от того, кто виноват — США ли, АНСБ или НАТО — этот инцидент ни в коем случае не должен стать предлогом для игнорирования растущей опасности со стороны возрожденного Талибана.
Конфликт в Афганистане можно закончить только соединенными усилиями сильной центральной власти Кабула, других стран Средней Азии, Китая, Ирана и — что очень важно — Пакистана, имеющего заметное влияние на Талибан. И пока Пакистан не согласится работать вместе с мировым сообществом над скорейшим прекращением войны в Афганистане, регион так и продолжит истекать кровью.
Все силы, участвующие в мирном процессе в стране, должны быть готовы сойтись в бою с Талибаном. Боевой дух талибов особенно высок после взятия Кундуза и трагедии с обстрелом госпиталя «Врачей без границ». Оба этих события ясно дают понять Кабулу, Вашингтону и НАТО, что военные средства поддержки непрочного мира в Афганистане почти исчерпаны.
Оригинал материала на сайте Foreign Policy