4 августа 1662 года в Москве вспыхнул бунт, получивший в историографии название Медный, поскольку его главной причиной было недовольство выпуском медных денег, которые стремительно обесценивались, что приводило к падению уровня жизни.
Идея чеканить медные деньги зародилась после опустошения казны, к которому привели две крупные войны Русского царства с Речью Посполитой и Швецией. Существенная для бюджета проблема заключалась еще и в том, что в тот момент в стране не было ни одного золотого или серебряного рудника и благородные металлы приходилось приобретать за границей, а потом чеканить из них деньги.
Считается, что главным инициатором монетной реформы выступил думный дворянин Афанасий Ордин-Нащекин — будущий глава Посольского приказа (по нынешним меркам — министр иностранных дел). По замыслу реформы, медные деньги должны были иметь хождение вместе с серебряными, и поначалу никаких последствий не ощущалось. Но через несколько лет медяки резко обесценились, поскольку штамповались практически бесконтрольно и не были чем-либо обеспечены.
Обесценивание денег привело к росту цен на продукты и к их недостатку, поскольку крестьяне теперь неохотно продавали товар в городах за обесценившиеся медяки. Масла в огонь подливало и то, что подати собирались серебром, а обесценивание медяков означало, что для выплаты налогов необходимо было тратить все большие суммы.
4 августа 1662 года толпа москвичей направилась в резиденцию Алексея Михайловича в Коломенском. Они требовали выдать им на расправу группу приближенных бояр, которых они считали ответственными за сложившуюся ситуацию. От толпы отделилась часть, которая не пошла в Коломенское, а направилась грабить и громить особняки бояр и купцов.
Наэлектризованная толпа прибыла в Коломенское, и царь вынужден был выйти к ней. Это был редчайший случай, поскольку в те времена цари очень редко обращались к населению и вообще мало общались с простыми людьми. По сохранившимся свидетельствам, толпа вела себя довольно агрессивно: царя едва ли не хватали за грудки, требуя выдать бояр на расправу, а также «обращались к нему с грубыми словами».
Тем не менее постепенно ему удалось успокоить толпу и заверить, что он во всем разберется и накажет виновных. Первая толпа ушла, но следом пришла новая — те, которые остались громить особняки. Они были настроены еще более агрессивно, но теперь уже в Коломенское прибыли по тревоге солдаты и стрельцы, которые жестко разогнали не желавших расходиться бунтовщиков. Точное количество погибших неизвестно, сообщается лишь о многих повешенных на следующий день. Иногда сообщаются цифры 100–200 погибших и казненных.
Так или иначе, но бунт достиг своей основной цели. Бояр на расправу, конечно, никто не выдал, а вот чеканка медной монеты и ее хождение были отменены. Их заменили серебряные монеты, и экономическая ситуация начала налаживаться.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг