1 октября 1941 года завершилась первая московская конференция, также известная как миссия Бивербрука-Гарримана. Гарриман представлял США, а Британию на переговорах представлял лорд Бивербрук, отсюда и название. Кстати, Бивербрук — очень непростой человек — лорд-хранитель печати и министр авиационной промышленности. Он был крупным медиамагнатом и за несколько лет до этого принял очень активное участие в свержении британского короля Эдуарда VIII: газеты Бивербрука устроили настоящую информационную войну королю, свержение которого было оформлено как «добровольное отречение от престола ради любимой женщины».
Конференция продлилась несколько дней и фактически положила начало широкому сотрудничеству СССР, США и Британии, выразившемся в начале поставок военной техники и других товаров по ленд-лизу.
Ленд-лиз первоначально был придуман для Британии, сражавшейся с немцами практически в одиночку и страдавшей на первом этапе войны от морской блокады, которая хоть и была неполная, но наносила существенный ущерб. К слову, в итоге именно Британия, а не СССР стала главным получателем ленд-лиза по итогам войны.
На этой конференции Сталин настаивал, что союзники должны распространить ленд-лиз на СССР и поставить много всякой техники. Советская сторона просила 400 самолетов, более тысячи танков, 300 противотанковых орудий, ну и так, по мелочи: несколько тысяч тонн алюминия, брони и толуола. Союзники таким цифрам удивились и поначалу не хотели брать на себя обязательства. Однако после совещаний со своими правительствами они согласили принять условия Сталина после их корректировки.
Союзники согласились послать требуемое число самолетов, но количество танков потребовали сократить в два раза, ресурсов — также в два раза и брони в 10 раз меньше. Но это все равно была неплохая подмога, поэтому Сталин согласился.
Также стороны обговорили маршруты, по которым планировалось поставить эти и будущие военные грузы от союзников. Так, в Иране с нуля было построено несколько автомобильных заводов, откуда машины перегонялись в СССР. Самолеты доставлялись «своим ходом» либо через Аляску, либо через Иран.
Остальные конвои с грузами шли либо через Арктику, либо через Тихий океан, либо через Иран. Самым быстрым был арктический путь — до Архангельска и Мурманска. Конвои доходили всего за две недели, но он же был и самым опасным.
Позднее ленд-лиз был расширен, и в СССР поступало не только готовое вооружение типа танков и самолетов, и не только ресурсы, но и паровозы, стрелковое оружие, продовольствие, порох, спирт, одеяла и т. д.
Наиболее активные поставки начались уже в 1943 году. Ленд-лиз продолжался до самого конца войны, причем СССР не отказывался от поставок, хотя уже у самого танков и самолетов было выше крыши, но все равно брали на всякий случай еще.
Кроме того, московская конференция союзников стала первой их встречей в трехстороннем формате. С тех пор эти встречи станут регулярными и определят послевоенное устройство мира, а вместо представителей государств во встречах будут участвовать уже первые лица государств-союзников.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг