30 марта на саммите Европейской народной партии состоялась встреча Петра Порошенко и Виктора Орбана. На Украине надеялись, что в ходе беседы президента с премьером удастся преодолеть охлаждение в украинско-венгерских отношениях, которое наступило после прихода к власти постмайданного правительства. Но охлаждение не преодолели. Судя по реакции украинских официальных лиц, что-то пошло не так. Несколько дней назад замминистра иностранных дел Владимир Пристайло заявил, что «безответственные политики, в частности, в Венгрии, решили, что настало время поиздеваться над Украиной, что-то у нее украсть». Пристайло назвал венгерскую политику в отношении Украины «ударом в спину». Всё-таки видно, что российские чиновники и украинцы — это братские народы: что у этих если удар, то обязательно в спину, что у тех. Правда, уже очень скоро Киев нашел виноватых. После того как неизвестные уничтожили венгерский флаг над одним из зданий в Закарпатье, оказалось, что у происходящего имеется российский след. Путин устал взрывать склады и убивать беглых депутатов, и начал портить украино-венгерские отношения.
Как все было? Как мы помним, первым делом майданная влада начала бороться с русским языком и устраивать АТО. Формально венгры, как члены ЕС, поддержали майдан и стремление свободолюбивого украинского народа к гидности и евроинтеграции. В то же время Будапешт начал понимать, что вещи, которые происходят с русскими Украины, очень скоро могут произойти и с венграми Украины (около двухсот тысяч в Закарпатской области). Так как Орбан не Путин, венгры насели на хохлов настолько, насколько могли, будучи связаны членством в ЕС. Уже в апреле 2014-го венгерский представитель в ПАСЕ назвал Украину искусственным государством, в состав которого входят древние земли русских, поляков и венгров. Soft-power у венгров в Закарпатье налажен хорошо, венгерское население компактно сосредоточено в нескольких районах области. Будапешт открыто финансирует множество культурных венгерских организаций, реализует инфраструктурные и социальные проекты. На зданиях местной власти открыто висят венгерские флаги.
В мае 2014 года Орбан потребовал выдать всем венграм Украины двойное гражданство и дать самоуправление. Гибридную войну с Киевом, конечно, никто не начал, но местные венгры увидели осязаемую альтернативу жизни в нищем failed-state. Дошло до того, что осенью прошлого года Михаил Ривис, глава Закарпатского областного совета, заявил Киеву — центральная власть должна уделять больше внимания проблемам региона и давать ему больше денег, если и дальше хочет видеть его в составе Украины. В марте вице-премьер Венгрии Жолта Щемьен заявил, что Будапешт должен способствовать обретению автономии всеми венгерскими меньшинствами за пределами страны. Как отреагировал Киев? «Надеемся, что это не является официальной позицией Будапешта. Карта национальных меньшинств неоднократно разыгрывалась российским агрессором».
Орбан и Порошенко
Собственно, мы ведь давно предупреждали, а украинцы послушались. Только не в ту сторону. Испортить отношения с Россией — чек, испортить отношения с Польшей — чек, испортить отношения с Венгрией — чек. Для того, чтобы собрать каре из всех, кто имеет к украинцам территориальные претензии, осталось поругаться только с румынами. Интересно, если Украину начнут делить венгры и поляки, как Путин будет объяснять свое бездействие?
Угроза с Запада: какие интересы у Венгрии и Румынии на Украине?
Мадьярские мечты о Великой Венгрии