23 марта 1961 года произошла первая гибель космонавта, причем еще до запуска человека в космос. В барокамере НИИ-7, где проходили подготовку первые советские космонавты, по нелепой случайности погиб Валентин Бондаренко.
Поиски кандидатов в первый советский отряд космонавтов проходили по всей стране. Их искали среди советских летчиков, причем не гражданских, а военных. Из нескольких тысяч пилотов отобрали около 350 для дальнейшего прохождения тестов. По итогам тестов и беспрецедентно подробных медицинских исследований и осмотров в контрольную группу попало 29 человек. Из них отобрали 20 наиболее подходящих по медицинским, психологическим и политическим характеристикам. Все они были зачислены в первый отряд космонавтов, который начал подготовку к первому в истории полету человека в космос.
Самым младшим из отобранных в отряд был 23-летний Валентин Бондаренко. Уроженец Харькова, окончивший Армавирское летное училище и три года отслуживший в авиационных частях ПВО, дислоцированных в Прибалтике.
Бондаренко не попал в группу из шести космонавтов, готовившихся к первому полету. Тем не менее, он числился, так сказать, в ближайшем резерве и имел все шансы попасть в первую десятку совершивших полет в космос, что все равно было крайне престижно.
Все кандидаты на полет проходили одинаковую программу подготовки. Помимо всяческих раскручиваний на центрифугах и других проверок на перегрузки кандидатов проверяли еще и на стрессоустойчивость в условиях полной сенсорной депривации. Для этого была создана специальная сурдобарокамера. Внутри этой камеры поддерживалось пониженное давление, а атмосфера состояла из практически чистого кислорода. Космонавт должен был провести в камере десять суток, чтобы врачи могли оценить его реакцию на полную изоляцию от внешнего мира в условиях симуляции одиночного полета в космическом корабле.
При этом к телам космонавтов были прикреплены датчики, которые отслеживали их физическое состояние и реакцию организма на столь необычное состояние полного одиночества и абсолютной тишины.
Бондаренко провел в камере 10 суток и уже готовился покинуть ее. Но не успел и погиб из-за нелепейшей ошибки. Он открепил от тела датчики и смазал места их прикрепления ваткой, смоченной спиртом. И после этого бросил ватку в мусорное ведро. Но попал аккуратно в спираль включенной электроплиты. В атмосфере практически чистого кислорода огонь распространился моментально, к тому же космонавт был в обычном тренировочном костюме, который сразу же вспыхнул.
Поскольку в барокамере было пониженное давление, открыть дверь сразу было нельзя, и техники с ужасом пытались что-то сделать, пока внутри метался живой факел. В конце концов дверь открыли, огонь погасили, но Бондаренко получил тяжелейшие ожоги. Его увезли в больницу, где он и скончался.
Бондаренко стал первым погибшим из первого отряда космонавтов и вообще хронологически первым погибшим покорителем космоса (через шесть лет в похожей ситуации во время наземных тренировок погибли трое американских астронавтов).
Его посмертно наградили орденом Красной Звезды, а жене выписали небольшую пенсию. Гибель космонавта была строго засекречена, его имени никто не знал вплоть до самого начала перестройки, когда стали появляться первые сведения о нем.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.