23 апреля 1891 года родился Сергей Прокофьев, один из самых значимых русских и мировых композиторов ХХ века.
В среде музыковедов до сих пор не утихают споры по поводу того, кем правильнее считать Прокофьева: русским или советским композитором. И дело не совсем в идеологии. С одной стороны, как композитор Прокофьев сформировался и стал известен еще в дореволюционное время, а потом почти два десятилетия прожил в эмиграции. С другой стороны, вернулся в СССР на пике сталинских репрессий, сочинял здравицы в честь Сталина и последние 17 лет жизни провел в советской стране. Понятное дело, что в советское время такого вопроса не стояло и во всех энциклопедиях он фигурировал как советский композитор. Но после распада страны вопрос снова стал актуален, поэтому в одних изданиях и энциклопедиях о нем пишут как о русском композиторе, в других — как о советском, а в третьих компромиссно зовут российским композитором.
Прокофьев родился в образованной семье. Отец работал управляющим крупного имения, мать, хоть и происходила от крепостных, была очень образованной и разносторонне развитой женщиной. Прекрасно музицировала и именно под влиянием матери маленький Сергей приобщился к музыке. Свое первое музыкальное сочинение Прокофьев создал в пять лет. Его наставницей в мире музыки была мать. Она же учила его иностранным языкам, Прокофьев хорошо знал французский и немецкий.
В 9 лет Прокофьев написал свою первую оперу «Великан». Родители всячески поощряли его, и их усилиями, а также усилиями друзей и родственников, состоялась самая настоящая премьера оперы в домашнем театре. Сочинение юного Прокофьева родители показали известному композитору и преподавателю Московской консерватории Танееву, который отметил несомненный талант юноши и посоветовал родителям серьезно заняться музыкальным обучением ребенка, поскольку он уже достиг того уровня, на котором мать уже ничему не сможет его научить.
Танеев порекомендовал родителям своего бывшего ученика Глиэра для занятий с сыном. Вскоре 13-летний Прокофьев уехал в Петербург для учебы в консерватории. В ней он продолжал учебу вплоть до самой революции, сначала окончив курс композитора, затем пианиста, а потом органиста. Позднее он нередко выступал не только как дирижер, но и как пианист, причем с большим успехом.
Прокофьев в консерватории считался огромным талантом. Еще в довоенное время совсем еще молодой композитор уже получил значительную известность в России. А в 1914 году великий охотник за талантами Дягилев предложил ему сотрудничать с его Русским балетом. Композитор работал с великим антрепренером до самой его смерти. Правда, написал музыку только к трем его балетам: «Шут», «Стальной скок» и «Блудный сын» (последняя постановка при жизни Дягилева). Еще в 1914 году Дягилев заказал молодому Прокофьеву музыку для балета, но он так и не был поставлен, и композитор переделал ее в «Скифскую сюиту».
С начала сотрудничества с Дягилевым началось негласное соперничество Прокофьева со Стравинским, который также активно работал с Дягилевым. Прокофьев был довольно тщеславным человеком, он любил успех и завидовал славе Стравинского.
Стравинский никогда не учился в консерватории, музыка была его хобби в свободное от учебы на юрфаке время. Это великий охотник за талантами Дягилев разглядел в нем спящего гения, рискнул поставить на него и пробудил великий талант. Прокофьев с детства жил музыкой (единственным сопоставимым по важности увлечением были шахматы), в девять лет писали оперы, окончил несколько разных консерваторских курсов. И несмотря на всю свою известность в мировом масштабе он оставался в тени Стравинского, настоящей суперзвезды. Их негласное соперничество длилось всю жизнь, и в конце концов закончилось победой Стравинского. Прокофьева ценят во всем мире как одного из самых значимых русских национальных композиторов ХХ века, тогда как Стравинский считается одним из величайших композиторов века (да и в истории) вообще.
Начавшаяся мировая война не изменила жизнь композитора. Он был единственным сыном в семье и по этой причине не подлежал призыву в армию. После революции Прокофьев, еще молодой (ему не было и 30), но уже весьма известный композитор, понимает, что ловить в революционной России больше нечего. Он собирается в США. Весной 1918 года, в самом начале Гражданской войны, он транзитом через Японию выезжает в Штаты. Начинается 18-летний иностранный период в жизни и творчестве композитора. За границей он стал последователем Христианской науки — религиозного учения с протестантскими корнями, возникшего в XIX веке.
Прокофьев никогда не выступал с громкими политическими заявлениями и вообще сторонился политических вопросов. Чужого гражданства он не стал принимать и гастролировал по всему свету с нансеновским паспортом. В 1928 году умер Дягилев, с которым композитор активно сотрудничал в последние годы.
Примерно с этого же времени Прокофьев начинает гастролировать по СССР и даже получает с этой целью советский паспорт.
Однако в Советский Союз пока не переезжает. Только в 1936 году он принимает решение окончательно вернуться. Его гастроли проходили с большим успехом, и конечно Прокофьев не мог адекватно оценить обстановку в стране. Он понял, что к чему, только когда уже вернулся и пути назад не осталось. Два года после возвращения ему еще разрешали выезжать на заграничные гастроли, но потом он безвылазно сидел в СССР. В Союз его активно зазывали, и в конце концов он согласился. До сих пор исследователи его творчества ломают голову над тем, что же заставило успешного композитора вернуться в сталинский СССР. Анненков утверждал, что Прокофьев объяснил ему свое решение так:
Меня начинают принимать в Советской России за эмигранта. Понимаешь? И я начинаю постепенно терять советский рынок. Но если окончательно вернусь в Москву, то здесь — в Европе, в Америке — никто не придаст этому никакого значения, и мои вещи будут исполняться здесь так же, как и теперь, а то и чаще, так как все советское начинает входить в моду.
После войны творчество композитора подверглось суровой критике ЦК за «формализм». Так что в последние годы Прокофьев практически безвылазно сидел дома, где осторожно писал новые сочинения с оглядкой на ЦК и Союз композиторов. Но никаких серьезных проблем из-за этого не имел.
Вдобавок в СССР Прокофьев формально оказался двоеженцем. С 1919 года он был женат на испанке Лине Кодине. Но после возвращения в СССР женился на Мире Мендельсон. Поскольку СССР не признавал зарубежные браки и любые браки с иностранцами, не заверенные в советских консульствах, формально Прокофьев считался не вступавшим в брак, поэтому вторично женился, не разводясь с первой женой.
Лина после войны получила 20 лет лагерей и отбывала срок до хрущевских времен. После освобождения она в суде пыталась оспорить аннулированный брак. Сложившаяся ситуация получила название «казус Прокофьева», поскольку после его смерти Кодина выхлопотала себе статус официальной вдовы Прокофьева и соответствующее обеспечение, а через несколько лет в суде выиграла уже Мендельсон, также признанная судом официальной вдовой. Получилось, что советский суд признал оба брака действительными одновременно.
Прокофьев умер в возрасте 61 года от гипертонического криза. Композитор скончался в один день со Сталиным, 5 марта 1953 года, поэтому смерть его осталась в тени. По этой же причине возникли определенные проблемы с организацией похорон, поскольку в Москве творилось настоящее столпотворение. Похороны композитора прошли на Новодевичьем кладбище.
Также читайте: Прокофьев, модернизм и тоталитаризм — большое культурно-историческое чтение от музыкального критика Артема Рондарева
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!