26 апреля 1795 года герцогство Курляндия и Семигалия стало частью России. После длительного периода, в течение которого герцогство находилось под сильным влиянием Империи, оно было окончательно присоединено.
Курляндия появилась в XVI веке и сразу же стала ленной территорией сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Русские цари, конечно, присматривались к территории герцогства, но вассальные обязательства гарантировали ему защиту.
Из-за своего географического расположения герцогство стало территорией, на которой время от времени русские и шведские войска выясняли свои отношения. Особенно ярко это проявилось в ходе Северной войны, когда войска соперников поочередно контролировали Курляндию, пока, наконец, шведы окончательно не ушли из нее после поражения в Полтавской битве.
В это время герцогом был несовершеннолетний Фридрих III Вильгельм, который укрывался от шведов в Пруссии. Дабы укрепить свое влияние в балтийском герцогстве, Петр устроил династический брак и выдал за юного герцога свою племянницу Анну. Ту самую, которая несколько лет спустя взошла на русский престол под именем Анны Иоанновны.
Совершенно неожиданно на обратно пути из России герцог захворал и умер спустя всего пару месяцев после свадьбы. С этого момента русское влияние в регионе резко укрепляется. Анна Иоанновна продолжала жить там, хотя престол унаследовал другой родственник по мужской линии. Но он не пожелал приезжать в Курляндию, опасаясь интриг. Так что негласным правителем герцогства стал Бестужев-Рюмин, отправленный Петром на помощь племяннице.
Но длилось это недолго, и уже скоро маленькое герцогство стало местом, где сплелись интриги сразу нескольких крупных держав. Ситуация, при которой герцогством управляет «понарошечная» жена покойного герцога, а помогает ей русский агент, явно не устраивала поляков, чьим вассалом считалось герцогство. Кроме того, свой интерес был и у саксонцев. Те попытались провести через курляндский ландтаг свою кандидатуру — графа Мориса Саксонского. Члены ландтага эту кандидатуру радостно поддержали, потому как в герцогстве традиционно было сильным немецкое и протестантское влияние, а Польша была католической страной.
Морис приходился бастардом бывшему польскому королю и саксонскому курфюрсту Августу 2, также известному как Август Сильный. Морис кочевал из армии в армию, успел послужить в австрийской армии у Евгения Савойского, во французской армии и даже в русской, поучаствовав в Северной войне.
Но поскольку Курляндия была вассалом Речи Посполитой, это решение должно было утверждаться сеймом. А поляки, разумеется, такое решение принять не могли. Во-первых, это упрочивало немецкое влияние, во-вторых, с Августом Сильным у поляков были серьезные разборки по поводу королевских ограничений, его даже на время лишали престола.
Желая посадить сына на герцогский престол, Август даже вел переговоры с Петром о браке между Морисом и Анной Иоанновной. Но вскоре Петр умер, и события стали развиваться стремительно. Поляки попытались переоформить вассальные отношения в сторону фактического поглощения Курляндии. Морис рванул в Митаву, чтобы занять трон. А Россия, заинтересованная в сохранении статус-кво, отправила в герцогство пять полков под командованием Ласси, чтобы изгнать Мориса.
Не имея возможности выступить в военное противостояние, Морис уехал из страны и завербовался во французскую армию, где дослужился до звания главного маршала. Ситуация в Курляндии на несколько лет вернулась к исходной точке. Пока Россия не провернула комбинацию с выгодой для себя.
Но вскоре умер Август Сильный, и развернулась борьба за польский престол. Французы поддерживали своего ставленника Станислава Лещинского. Россия поддерживала кандидатуру сына Августа и свободного брата Мориса Саксонского Августа III (он был единственным законнорожденным сыном короля). В обмен на поддержку Август согласился даровать герцогский титул фавориту Анны Иоанновны Эрнсту Бирону. Так продолжалось до конца 50-х, когда Бирон по требованию Елизаветы Петровны уступил герцогство сыну Августа III Карлу Саксонскому, который в свое время служил в российской армии и жил при дворе русской императрицы.
Однако Карл начал своевольничать, и когда русские войска возвращались с Семилетней войны, строжайше запретил им проходить через территорию герцогства. Екатерина II это запомнила и вскоре подключила все влияние, чтобы вернуть герцогство Бирону, чему была рада местная знать, т. к. Карл был католиком, а не протестантом.
В следующие два десятилетия сохранялась двойственная ситуация. С одной стороны, де-юре Курляндия была польским вассалом. Но де-факто распоряжалась там Россия. Наконец, после очередного раздели Речи Посполитой Курляндию также включили в состав России, потому как теперь это уже не нарушало никаких балансов в Европе. Местная знать приняла новые правила, так как влияние России было велико.
26 апреля 1795 года Курляндия де-юре вошла в состав России в качестве Курляндской губернии. В ходе войны 1812 года Наполеон предпринимал попытку восстановить герцогство, но оно просуществовало недолго. В 1918 году уже немцы пытались восстановить его в качестве Балтийского герцогства, но оно просуществовало только несколько месяцев, вплоть до поражения Германии в войне.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!