Кармическая многонационалочка. Как меньшинства управляют Индией

Что из себя представляет Индия, это огромное — уже больше 1.3 млрд — пёстрое человеческое море? Индийское общество слишком неоднородно и сложно, чтобы подходить к нему с привычными нам мерками расы (Новый Свет), религии (Ближний Восток) или этноса (Европа). Учитывать нужно намного больше переменных: религию, этнический и расовый состав, языки и, конечно, ключевой и уникальный разрез Южной Азии — касты. И главное — каким причудливым образом они сочетаются между собой.

Начнем с религии. Кратко рассмотрим, как сложилась современная конфессиональная композиция индийского субконтинента.

Что такое индуизм? Это не религия в европейском понимании. Это широчайший спектр духовных и философских школ, базирующихся на признании в том или ином виде духовного авторитета Вед. Веды же, в свою очередь, — комплекс древних священных писаний широкого профиля, разделяемый традиционно на четыре сборника — Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Когда именно были впервые записаны ведические тексты — никто не знает, но канон стал складываться не позднее 3500 лет назад, то есть очень давно. От индоарийских племен ведическая традиция перешла со временем и к другим аборигенам региона, в первую очередь дравидийцам. Хотя они и составляют лингвистически другую языковую семью, в культурном плане уже много столетий — неотъемлемая часть Индии.

Признавая боговдохновенность Вед, верить можно как угодно и в кого угодно — благо выбор богов безграничен. За тысячелетия на базе Вед возникло великое множество религиозных учений, от классических шести астических школ до такого продукта поп-культуры, как кришнаизм («Международное общество сознания Кришны», кто не в курсе, появилось в 1966 году в Нью-Йорке. Древняя восточная мудрость, да-да). Весь этот летающий цирк и объединяется емким термином «индуизм».

Прямой аналогией в нашем мире было бы формальное объединение всех верований, хоть как-то базирующихся на духовном авторитете Пятикнижия — т. е. всех ветвей ислама, христианства, иудаизма, мормонства, бахаизма и т. д. под единым именем, скажем, «авраимизма».

За много веков в Индии нашлись и те мыслители, которые отвергали духовные Веды. Они основали свои, неортодоксальные, настические школы, из которых до наших дней дожили две традиции — буддизм и джайнизм, а уже в Новое время появилась еще одна — сикхизм.

Учение Сиддхартхи в Индии практически исчезло к ХХ веку, но зато широко распространилось по остальной Азии. Ныне для Индии это экзотика едва ли не в большей степени, чем для России с нашими бурятами-калмыками-тувинцами. Последователи Гаутамы есть среди малочисленных гималайских монголоидных племен, составляя большинство населения Ладакха и заметные общины в Сиккиме и Аруначал-Прадеш. Также есть своеобразные необуддисты из числа бывших неприкасаемых в Махараштре и соседних штатах. Это уже продукт проповеди ХХ столетия — отголоски появления той самой Хиндутвы. Всего в Индии буддистов около 8 млн или 0.7% населения страны. Что до последователей Джины Махавиры, то джайны за пределами Индии отсутствуют (кроме представителей индийской диаспоры), а в самой Индии их около 4.5 млн человек или 0.37%.

Кое-где в Индии сохранились и доведические языческие верования — у отсталых даже по индийским меркам лесных и горных племен, эдаких местных чукчей. Особенно распространены они в Малой Индии, восточной части страны.

Когда европейцы приплыли к юго-западным берегам Индии, они были немало удивлены, обнаружив там большую общину самых настоящих христиан сирийского обряда. Которые рассказали изумленным португальцам, что вообще-то они тут появились трудами проповеди апостола Фомы (тот самый евангельский «неверующий Фома»). Дошел ли Фома до Индии или это апокриф — в данном случае второй вопрос. Факт в том, что христианская традиция в регионе реально существует с первых веков появления самого христианства. Но сейчас христиане представлены в основном теми самыми «чукчами» с восточных окраин, которых в христианство обратили миссионеры уже во времена Бритиш Раджа.

Ислам тоже стал проникать в регион еще при первых халифах, по торговым маршрутам. Но массовое проникновение учения Магомета совпало с мусульманской экспансией в долину Инда — путём джихада, разумеется. На протяжении столетий созидались и крушились всевозможные государства мусульманских династий самого разного происхождения (скажем, основателем той самой империи Великих Моголов стал и вовсе узбек из Андижана, серьезно). И всё это время количество местных мусульман увеличивалось. К моменту объединения Индии под властью британцев мусульманином был каждый четвертый индиец. При этом в долине Инда и низовьях священного для индуистов Ганга (как иронично) мусульмане составляли подавляющее большинство.

Христиане и мусульмане Индии

Именно по религиозному признаку и произошла позже деконструкция Бритиш Раджа на мусульманский Пакистан и вроде как индуистскую Индию. Почему вроде как? Потому что большая часть мусульман жила дисперсно среди индуистского населения. Даже после крупнейшего в истории человечества обмена населением десятки миллионов мусульман остались в Индийском Союзе, а индийская умма по абсолютной численности в мире уступает только индонезийской. В Индии мусульман живет больше, чем в Пакистане. Хотя справедливости ради это стало возможным после победы сепаратистов Пакистана Восточного, Бангладеш в 1970-е.

С мусульманским участием связано появление еще одной религиозной общины страны — зороастрийцев или, как их называют в Индии, парсов. Именно завоевание арабами Персии и последующая исламизация толкнули некоторых огнепоклонников к бегству в Синд и Гуджарат, где их общины исторически были крайне небольшими, но непропорционально влиятельными. И в наши дни с малочисленностью и влиятельностью ничего не поменялось, но об этом позже. Из индийских парсов каждому знаком великий вокалист Queen Фредди Меркьюри, урожденный Фаррух Балсара. Правда, Фредди родился на Занзибаре — в Британской Империи выходцев из Индии было полно, в том числе и в Африке.

Наконец, в XV веке стараниями Гуру Нанака возник сикхизм — нечто средне-синтетическое между исламом и индуизмом. Ныне это примерно 21 млн человек или 1.7% населения Индии, проживающие в основном в Пенджабе.

С момента образования Индийского Союза религиозная ситуация менялась следующим образом:

Как видно, крошечных меньшинств, вроде джайнов и парсов (зороастрийцев), стало еще меньше, как и цементирующего индуистского большинства. При этом исламская община растет и крепнет. Стоит отметить, что по индийскому субконтиненту картина изменения баланса в пользу мусульман еще показательней. Все эти десятилетия доли общин индуистов в Пакистане и Бангладеш уменьшались (в том числе за счет миграции в Индию) при опережающем росте мусульманского населения. Ситуация похожа в чем-то на Россию, где снижение процента русских также отнюдь не катастрофическое, но проходит во многом за счет радикального изменения этнического состава в оторвавшихся регионах. Но идем дальше.

Этническая и лингвистическая карты Индии во многом совпадают, но есть определенные нюансы.

В целом примерно 74% индийцев говорят на индоарийских языках, еще 24%, в основном на юге индостанского полуострова, говорят на языках дравидийской языковой семьи. Оставшиеся по индийским меркам малые народы и племена используют в быту языки сино-тибетской, австроазиатской и других языковых семей. Всего официально в Индии свыше 700(!) живых языков, не считая диалектов. Но в основном речь идет о крошечных племенных наречиях. Языков с числом носителей свыше 1 млн душ в Индии около трех десятков, а 23 языка (включая английский и мертвый священный санскрит) имеют официальный статус на уровне соответствующих штатов и союзных территорий.

Для большинства языков выдерживается нормальная для Европы картина «один язык — один этнос». И, скажем, штат Тамил-Наду видится прямой аналогией условной Каталонии. Живут в основном тамилы, говорят в основном на тамильском. Действительно, для ряда территорий такие аналогии сколько-нибудь уместны, но не будем забывать о таких важных явлениях индийского мира, как религия и кастовая стратификация.

Крупнейший язык Индии — хинди, родной для 41% индийцев. Или даже для 46%, если суммировать с урду — его мусульманской вариацией (тут картина похожая на случай сербский/боснийский/хорватский с поправкой на более сложную диалектную композицию).

По аналогии с Российской Империей, хинди — это великоросский. При этом роль малоросского и белорусского играют другие крупные индоарийские языки. Это бенгальский (родной для 8% индийцев), маратхский (7%) и т. д.

Именно на бенгальском, например, бенгальским же поэтом Рабиндранатом Тагором изначально написана «Джанаганамана», ныне использующаяся в качестве национального гимна Индии. И это при наличии независимой мусульманской Бенгалии, Бангладеш, гимн которой — тоже стихи Тагора. Я же говорю — украинцы.

Что же до индийских великороссов, то тут ситуация сложнее. Те самые 41–46% хиндиязычных не составляют единой этнической общности с развитым эксклюзивным самосознанием, разбиваясь на субэтнические группы со своими диалектами. В общем плане они растворяются в инклюзивной общности граждан Индии, являясь эдакими «индийцами по умолчанию».

Представьте Россию, где есть татары, узбеки, чеченцы, удмурты, но нет русских. Вместо них русскоязычные «просто россияне», разбивающиеся на общности кубаноидов, поморов, москвичей, сибиряков и далее по списку — вот что-то такое. Среди таких общностей мы запомним одну раджастханскую субгруппу, говорящую на диалекте марвари (около 8 млн душ, 0.7% населения Индии) — к ним вернемся чуть позже.

Что до расового состава, то все представляют, как выглядят индийцы. Но не все представляют, что в Индии ценится при этом белая кожа и в целом максимально приближенная к европейской наружность. Потому среди популярных болливудских актеров встретить полунегроидного тамила (которых в Индии 60 млн) сложнее, чем пуштуна. Хотя пуштуны (те, что в Радже были) давно уже вроде как дикая окраина незалежного Пакистана.

Популярнейший индийский актер и режиссер, обладатель трех индийских аналогов «Оскара» за лучшую мужскую роль Аамир Кхан, мусульманин с афганскими пуштунскими корнями

Наконец, кастовое деление, прямо вытекающее из ведического учения. Тысячи и тысячи всевозможных групп, невообразимым узором пронизывающих цветущую религиозную, лингвистическую, расовую и этническую сложность индийского субконтинента. Да, в том числе и религиозную — у индийских мусульман, как и у всех остальных не-индуистов, интеграция в кастовую систему также в полной мере присутствует.

Всё кастовое многообразие можно условно разделить на несколько больших групп. На вершине пирамиды — крайне малочисленные брамины, далее идут воины и торговцы, широкие нищие слои населения и, наконец, на самом дне — маргинальные неприкасаемые. При этом, повторю в очередной раз, все это разнообразие пронизывает Индию таким образом, что границы кастовых групп идут сквозь границы религиозные или лингвистические.

Взглянем теперь еще раз на Индию с высоты русского понимания общественного устройства.

В наличии у нас ядро нации. Это — хиндиязычные хиндустанцы-индуисты, около 40% населения страны. С бенгальцами и компанией — за 60%. Индия по дефолту. При этом индоарицев в целом аж 75%, а индуистов — под 80%. Плюс еще вариации на тему «старообрядцы» — сикхи и джайны, также заботливо включенные в нацию идеологией «хиндутвы».

Хиндустанцы-индуисты

Вроде бы ничего совсем уж сложного. Большинству вроде как демократия выгодна, а Индия всю свою независимую историю — последовательная демократия. Что должна дать демократия нации? Национальную власть, национальную армию, национальный капитал, национальную культуру, и как итог — национальное благосостояние.

Что же мы имеет в действительности? Посмотрим на самое главное — на деньги. Пресловутый список Форбс в России давно стал общим местом для демонстрации униженного положения русских в РФ, хотя в топ-200 российского списка стабильно около 55% капиталов у вполне себе этнических русских. И это в России — стране, где уже 75% экономики контролируется государством. В Индии же капитаны бизнеса — это реальные хозяева земли индийской, так что местный список миллиардеров предстает куда более релевантным для понимания роли и положения тех или иных этноконфессиональных стат.

Итак, посмотрим на актуальный список богатейших индийских семей. Почему семей? Бизнес в Индии почти весь клановый, и вычленить доли отдельных членов семей в тех или иных бизнес-династиях зачастую невозможно. Потому даже в Форбсе семейные и личные капиталы идут вперемежку. Для разогрева посмотрим первую десятку:

1. Мукеш Амбани. Активы 22,7 млрд долларов. По этносу — гуджаратец, по вере — индуист из брахманов. Главное лицо в семейном бизнесе клана Амбани с бизнес-интересами далеко за пределами Индии. Сам Мукеш, например, родился в Британском Адене, где тогда работал его отец. Гуджаратцы — это 4,5% населения Индии, проживают в основном в Гуджарате — западном приморском штате, исторически достаточно обособленном от остальной Индии. Аналог в русском мире — что-то вроде закарпатских русин или на крайний случай белорусы.

2. Дилип Чангви. 16,9 млрд долларов. Гуджаратец, по религии — джайн. Всего джайнов, напомню, в Индии 0,37%.

3. Семья Хиндужа. 15,2 млрд. Хиндужа — индуисты, синдхи по этносу. Синдхи в основном мусульмане, проживающие в пакистанской провинции Синд, которая на границе с Гуджаратом. А местное индуистское меньшинство мигрировало в Индию, в основном в том самый Гуджарат, составляя ныне 2,5 млн душ или 0,25% населения Индии.

4. Азим Премжи. 15 млрд. Азим — гуджаратец, мусульманин, точнее, шиит-низарит. Низариты — это сектанты даже по шиитским меркам, всего их около 1% мусульманской уммы.

5. Паллонджи Мистри. 13,9 млрд. Господин Мистри — тоже гуджаратец, точнее, гуджаратский парс, зороастриец. Но родился в Ирландии, являясь гражданином Ирландии. Парсов в Индии около 60 тыс., сильно меньше 0,1% населения страны.

6. Лакшми Миттал. 12,5 млрд. «Стальной король Индии» — из высших торговых индуистских каст раджастханских марвари. Помните, те 0,7% населения Индии? Слова «марвари» в этом тексте будет еще много.

7. Семья Годрей. 12,4 млрд. Еще одни гуджаратские парсы, зороастрийцы.

8. Шив Надар. 11,4 млрд. Южанин, не-индоариец. Тамил из браминской семьи.

9. Кумар Бирла. 8,8 млрд. Марвари, кастовый индуистский торгаш по происхождению, как и Миттал.

10. Сайрус Пунавалла. 8,6 млрд. Сайрус — еще один гуджаратский парс.

Итак, в топ-10 у нас 6 гуджаратских семей, 1 синдхская, 2 марвари и один тамил. При этом гуджаратцы представлены аж тремя зороастрийскими семьями, а также в нагрузку мусульманами и джайнами.

А кого в списке нет? Правильно, местных великороссов и малороссов, хиндустанцев и бенгальцев. Может, просто так в топ-10 сложилось, но среди индийских хозяев их хватает? Нет, не хватает. На весь топ-100 ровно 1(!) хиндустанец, странный мужик, назвавший сына и наследника бизнеса характерным именем Сиддхартха. Ну, вы поняли. Один «русский» в Форбсе, да и у того сын — Магомед Иванович. А бенгальцев нет вообще, как и орийцев, как и ассамцев…

А кого еще нет в списке? В нем нет представителей семьи Тата. Для тех, кто хоть сколько-нибудь в курсе дел в индийской экономике, абсурд этого понятен. Для тех, кто не в курсе, поясню: семья Тата в Индии управляет важнейшим финансово-промышленным активом страны — компанией Tata Group, основанной в далеком 1868 году еще одним гуджаратским зороастрийцем — Джамшеджи Тата. Tata Group — это альфа и омега индийской промышленности, производит вообще все: от чипсов и чая до автомобилей, софта и нефтехимии. И почти во всех сферах это индийский лидер.

Ратан Тата. Гений, плейбой, НЕмиллиардер, филантроп

Ныне старший в династии — мощный старик Ратан Тата, а общая капитализация компаний превышает 100 млрд долларов. Для сравнения, общая сумма активов индийского топ-100 — 381 млрд. Фокус в том, что 86% активов Tata Group формально отписаны в управляемые семьей Тата же благотворительные фонды, созданные еще в первой половине ХХ века. Таким образом, Ратан Тата, де-факто являясь главным олигархом Южной Азии, формально весьма скоромен — его личное состояние не превышает 1 млрд долларов. Едва ли не владеть Индией и при этом являться главным благотворителем в истории человечества — гуджаратские парсы явно знают толк в хуцпе.

Так что в реальности парсы, составляющие, напомню, 0.05% населения Индии, контролируют не 9% индийских капиталов, а примерно 28%. Но дальше мы будем считать, отталкиваясь от списка Форбс.

Основные владетельные этнические группы Индии — это гуджаратцы, марвари и синдхи, которых мы уже видели в топ-10, а также пенджабцы.

Гуджаратцы составляют 4.5% населения Индии, но в топ-100 представлены сразу 26 позициями (14 индуистских браминских семей, 8 джайнских, 1 мусульманская, 3 парсийских) и контролируют 39% крупного капитала страны.

Гуджаратцы

Гуджаратские мусульмане-исмаилиты, в частности, низариты — это выходцы из высших сословий, обратившиеся в ислам. И связи (как родственные, так и в бизнесе) с браминской верхушкой никогда не теряли. Кому-то может показаться, что один мусульманин среди гуджаратцев, пусть даже он на 4-й позиции в национальных богачах, маловато. Дело в том, что гуджаратские низариты традиционно окучивали другие регионы, а именно мусульманскую Восточную Африку, Занзибар, вот это все. В составе единой Британской Империи это было весьма удобно. И вот там они представлены сполна. Ныне богатейший человек Танзании и всей Восточной Африки — гуджаратский низарит Мохаммед Девджи, самый молодой миллиардер Африки.

Гуджаратский мусульманин-низарит Мохаммед Девджи — богатейший человек Восточной Африки

Что до джайнов и парсов, то они давно представляют собой де-факто высшие касты Индии, плотно породнившись с браминскими элитами.

Гуджаратцы контролируют отнюдь не только экономику Индии. Отец-основатель Индии, Мохандрас «Махатма» Ганди, был именно гуджаратцем. Как был гуджаратцем и отец-основатель Пакистана — Мухаммад Али Джинна. Али Джинна, как и положено знатному гуджаратскому мусульманину, был исмаилитом по происхождению, а его вторая супруга Марьям Джинна, в девичестве Раттанбай Петит, была из не менее знатной гуджаратской зороастрийской семьи, дочерью промышленника сэра Диншоу Петита и Силлы Тата. Знакомая фамилия, да?

Нынешний руководитель Индии, премьер-министр Нарендра Моди, вы будете смеяться, тоже гуджаратец, но к нему мы вернемся позже.

Следующая группа капитанов индийской экономики — марвари, раджастханский субэтнос, по сути обособленная высшая торговая каста. Марвари составляют 0.7% населения государства, а в топ-100 миллиардеров они представлены 25 строчками (21 индуистская и 4 джайнские семьи) и контролируют 23% капиталов Индии.

Третьи по влиянию — пенджабцы, составляющие 2.8% населения Индии. В топ-100 13 панджабских семей (3 сикхских и 10 индуистских) с суммарными активами в 9.88% индийских капиталов. Пенджабцы в принципе — этнос огромный, но большая часть исторического Пенджаба ныне составляет демографическое ядро соседнего Пакистана.

Пенджабцы и марвари

Не отстают и синдхи, ближайшие соседи гуджаратцев. Выходцы из юго-восточного Пакистана представляют собой 0.25% жителей Индии, а в топ-100 сразу 8 синдхских семей или 8.6% капиталов своей новой родины.

Всего вышеперечисленные четыре группы составляют 8.3% населения Индии, но в топ-100 индийского Форбса они представлены 72 семьями с контролем над более чем 80% индийского крупного бизнеса.

Стоит отметить еще одно небольшое меньшинство — бывшие португальские подданные из Гоа.  Гоанцев, говорящих на языке конкани, в списке сразу 3 человека (при 0.25% от населения Индии), в том числе один из трех индийских миллиардеров-христиан, католик Гленн Салдана.

 

Остальные индо-арии в списке — 2 джата, 2 маратха-индуиста, маратх-джайн, непалец, хиндустанец, которые вместе держат около 5% капиталов Индии.

Как мы помним, 24% жителей Индии — это южные дравиды, что-то вроде финно-угров в России, которые вроде как с экзотическими языками, но вполне себе свои. Южан в топ-100 сразу 17 человек с суммарными активами в 12%. Но и здесь есть нюансы.

Больше всего в списке малабарцев, или малаяли, сразу 8 человек. Малабарский берег, составляющий штат Керала — регион особенный, именно здесь проживают те самые христиане апостола Фомы. Также здесь весьма многочисленно мусульманское население — в современной Керале 54% индуистов, 26% мусульман и 18% христиан. Все это делает штат по индийским меркам весьма развитым, намного опережающим средние индийские уровни грамотности, доходов и т. д. Среди малабарских миллиардеров 3 индуиста, 3 мусульманина и 2 христианина.

Наконец, последний неклассифицированный нами индийский олигарх, Юсуф Хамид, человек настолько праздничного происхождения, что стоит отдельного абзаца. Начнем с того, что родился Юсуф в 1936 году в польской на тот момент Вильне, как вам? Его отец, знатный урдуязычный мусульманин, учился в Европе и познакомился в Берлине с будущей матерью Юсуфа — русскоязычной литовской еврейкой. Вырос же господин Хамид в Индии, где стал, как видно, большим и уважаемым человеком. Строго формально, его отец мусульманин-хиндустанец, но с вашего позволения в число хидустанских миллиардеров я Юсуфа не включил — это было бы совсем издевкой.

Юсуф Хамид

Прочувствуйте картину. В индийском штате Уттар-Прадеш проживает 200 млн человек, 80% из которых — хиндустанцы-индуисты. Губернатор штата — популист, кричащий про «убьем всех мусульман!» Рам Наик из партии «Бхаратия джаната парти». Но при этом единственный богач всеиндийского масштаба с корнями из Уттара — как раз мусульманин, да к тому же галахический еврей. А живописный Рам Наик — маратх, для региона вообще чужой человек. А человек, который грел место губернатора Уттара до него — мусульманин Азиз Куреши… Если вам нужна внятная иллюстрация фразеологизма «разводить лохов» — то вот она, перед вами.

В религиозном разрезе владетели капитала смотрятся тоже интересно:

Крошечные общины джайнов и парсов владеют 20% индийской экономики, и это без учета влиятельных лордов Тата, о чем мы упомянули выше. Христиане и сикхи — при своих, скажем так. Индуистов меньше доли, но все равно прилично, а мусульман — вдовое меньше.

На первый взгляд — Хиндутва с ущемлением мусульман, но это не так. Мы уже в курсе, что все эти индуисты — это коллегия из 4 этносов, но и у мусульман картина схожая. Единственный крупный преимущественно мусульманский этнос Индии — прифронтовые кашмирцы, и они погоду индийской умме не делают. При этом в том же Уттар-Прадеш проживает 40 млн мусульман, и в целом индийские мусульмане по языку и этносу от основной массы жителей Индии не отличаются — это все те же нищие и непредставленные хиндустанцы и бенгальцы. Откуда там взяться олигархам? А миллиардеры-мусульмане из сравнительно малочисленных общин Гуджарата или Малабарского берега в списке богачей есть.

И такая перевернутая картина во всех сферах.

Армия? Здесь рулят сикхи (1,7% нации), составляющие свыше 20% офицерского корпуса и свыше половины офицеров конкретно в элитной авиации. Да и остальные общины представлены весомо. Например, самый известный военный Индии, национальный герой, победитель в Третьей индо-пакистанской войне, первый индийский (и один из трех за все время) фельдмаршал Вооруженных сил Индии Сэм Манекшоу — парс.

Массовая культура? Болливудом заведуют пенджабцы и разномастные мусульмане, включая главных актеров современной Индии — Шах Рукх Кхана и Аамира Кхана (нет, не родственники). Про Болливуд можно написать отдельный большой материал — крайне занимательная фабрика промывания мозгов и формирования ложной картины мира для миллиардного общества.

Политика? Та же история. С одной стороны, гандийская партия официальной многонационалии — Индийский национальный конгресс. Тут можно долго расписывать биографии ключевых фигур, но с праздничным характером конгресса никто особо и не спорит. Достаточно вспомнить, что последним премьером от ИНК был пенджабец-сикх Манмохан Сингх.

Фельдмаршал Сэм Манекшоу (парс) и Сингх (пенджабец)

С другой стороны, индийская ЛПДР, «Бхаратия джаната парти». Идеология БДП проста — «мы за бедных, мы за индусских». Но по факту она банально обслуживает интересы гуджаратских и синдийских олигархов, благо ее верхушка пронизана этими самыми гуджаратцами и синдхами. Судите сами: премьер Нарендра Моди — гуджаратец, президент партии Амит Шах — гуджаратский джайн, человек, фактически создавший БДП в ее современном виде, Лал Кришна Адвани — синдиец из Карачи…

Лал Кришна Адвани — патриарх «Бхаратия джаната парти», этнический синдиец (0.25% населения Индии)

Тут нужно понимать, что в теории Хиндутва — идеология годная. Ее отец, Виньяк Саваркар, маратхского браминского происхождения — вполне интересный и достойный мыслитель. Вот только до самой смерти Саваркара в Индии ИНК была главенствующей силой, а БДП в ее современном (с 1980 года) виде создана не для осчастливливания миллиарда индусов, а из других разумных и меркантильных соображений.

Моди может сколько угодно натравливать массы индуистских люмпенов на массы мусульманских люмпенов в Бенгалии, Мадхье или Уттаре, но его соплеменнику Азиму Премжи от этого хуже не станет. Его раскулачивать никто и не собирается. Напротив, экономическая политика БДП дует в паруса сложившихся бизнес-империй и ломает через колено, скажем, крепкое профсоюзное движение в Индии. Моди может сколько угодно троллить электорат выдвижением в публичное поле выходцев из неприкасаемых — пирамида с браминами, джайнами и парсами наверху от этого только укрепляется. Вообще победу БДП на последних выборах и премьерство Моди подносят как что-то уникальное, забывая, что БДП уже была у власти в Индии. В 1998–2004 годах премьером был гвалиорский брамин Адал Ваджпаи (кстати, едва ли не единственный хиндустанец в этом материале про Индию), и небо на землю не упало — правили недолго и проиграли ИНК с Сингхом во главе.

Простым же людям в Индии, как я уже упоминал, хорошо живется в Керале с ее 45% некошерного для Хиндутвы населения (мусульмане и христиане). Кералиты себе на уме, не лезут ни в Мумбаи, ни в Дели. Местная правящая партия там не ИНК, и не БДК, а «Индийская коммунистическая партия (марксисты)». Это не реклама леваков, это про то, что местные «националисты» так лихо рулят, что вся страна завидует местному красному поясу — левые хотя бы организовали туалеты с проточной водой и ликвидацию безграмотности.

Итак, что же такое современная Индия? Для наглядности перенесем индийскую многонационалию в условия постсоветской дружбы народов. Для простоты возьмем только территорию РФ, Белоруссии и Украины.

Во главе угла стоит вроде как православие, которое вместе с толстовцами, греко-католиками и родноверами составляет русскую хиндутву. Русских вроде как много, то ли 45%, то ли все 75%, но вот все олигархи как на подбор — галичане, белорусы, поляки, осетины, чеченцы и тувинцы, которых всех вместе 8%. В основном, правда, православные, но вообще-то всяких хватает. Одних только греко-католиков в 10 раз больше, чем великороссов. Правящую «Российскую народную партию» возглавляет белорус Лукашевич, который воюет с профсоюзами и запрещает продавать мясо в Великий пост, угрожая мусульманам и атеистам посадкой на кол за такое прям на Пасху.

Зато он помогает крупному бизнесу. А это на 40% выходцы из Белоруссии — белорусские татары, белорусские евреи, белорусские немцы и белорусские белорусы. Вторая бизнес-сила нации — одесситы, малороссы и евреи. Третья — буряты, православные и буддисты. Четвертая — православные поляки. Нет, Польша никуда не делась, всё так же католическая и русофобная. Но 250 тыс. православных поляков приехали в Россию, ныне составляя около 10% ее бизнес-элит, а в политике они главные горлопаны за православие и против мусульман. Мусульмане же составляют часть белорусских элит, но основная масса — татары и башкиры Поволжья, которых нищие русские люди ходят громить — так сказать, отыгрываться, получив дубинкой от полиции, защищающей белорусский татарский и еврейский капиталы. А армия у России сильная! Офицерский корпус — галичанские греко-католики и православные буряты, а мусульман служить особо не берут. Кстати, олигарх-великоросс тоже есть, целых два. Из Москвы и из Рязани. Правда, один из них, рязанец — мусульманин и галахический еврей.

И далее подобный наркоманский трэш. Кто-то скажет, что мы так и живем. Но это не так. Все познается в сравнении. Даже такое государственное нечто, как РФ, по индийским меркам — нормальное и справедливое национальное государство. Мы сетуем на наш список Форбс — но он на 55% этнически русский, без безумных региональных и субэтнических перекосов. Тогда как в Индии 8% окраинных этноконфессиональных меньшинств владеют 80% капиталов и полностью определяют политику и культурное развитие государства.

Какая тут мораль? Русским не нужно выискивать сияющий град на холме, его нет. Тем более его не нужно выискивать в воняющем священными коровами сарае под мудрым руководством соплеменников Фредди Меркьюри. Когда мы будем строить Русскую Россию, зарубежный опыт нам пригодится. Но смотреть мы будем на американцев, евреев или, прости господи, казахов. Индия, где свыше полумиллиарда местных — как на подбор самые нищие и бесправные люди даже по скромным индийским меркам, в этом списке не появится. Но на индийских ошибках стоит учиться — не вестись на дешевые популистские разводки, а задавать правильные вопросы:

— Мы за русских! Сделаем Троицу выходным для православных, а День космонавтики — для атеистов, русская Хиндутва понад усе, хлопцы! Татар — на ножи! Слава старообрядцам! Родноверам слава!

— Эмм, господин Модиенко, а почему вы гэкаете? Почему у вас чуб на голове и ожерелье из молодой картошки? Да и вообще, Нарендримир, родной — ГДЕ ДЕНЬГИ? А как обустроить татар — мы сами прекрасно знаем. Без ваших ножей.