19 января 1918 года большевики разгоняют Учредительное собрание. Терпимости «красных» хватило на одно заседание парламента. Первое, оно же последнее.
Учредительное собрание стало главным миражом постфевральской России. К нему шли, шли, а когда пришли, сады и озера куда-то пропали. Заговорщики вынудили императора отречься от власти, предполагая, что устройство будущей России решит специально созванное Учредительное собрание. А состав его изберут на всеобщих демократических выборах.
Это могло случиться. Но для этого выборы надо было проводить сразу. Однако Временное правительство под всевозможными предлогами всячески затягивало дату плебисцита. Одну только комиссию по подготовке голосования собирали несколько недель. Пока суд да дело, ситуация в стране стремительно ухудшалась. Улицы крупных городов стремительно радикализировались. Ухудшение жизни, хаос и развал в экономике и повседневной жизни России стали настолько ощутимы, что Временное правительство уже к лету окончательно растеряло свою популярность и какое-либо доверие.
Верили, что Учредительное собрание проведет все реформы и решит все вопросы. Но по-настоящему важные — решали сами. Так, Керенский, а не депутаты УС, самолично провозгласил в России республику. Керенский же окончательно назначил выборы в УС на ноябрь 1917 года. Но время уже было упущено. Большевики вовсю готовили силовой захват власти. А Керенский, подавив корниловское выступление, которое не то было, не то ему привиделось, окончательно потерял всякую поддержку как справа, так и слева. И отдал все козыри большевикам.
А отношение большевиков к Учредительному собранию определял лично Ленин, в зависимости от сиюминутных задач. Ильич был большой прагматик и циник, и едва ли не каждый день менял лозунги. То — «долой Учредилку!», то — «всем выступить в защиту Учредительного собрания!», которое якобы хотят саботировать не то эсеры, не то кадеты. Ленин крайне скептически относился к идее УЧ, но использовал заминки с выборами против своих политических противников. Будущее украшение Мавзолея на Красной площади обвинял оппонентов, что те не хотят выслушать волю народа. В роли народа, понятное дело, выступала партия большевиков.
Поэтому Ленин после захвата власти решил, что провести выборы в УС можно. Но только если победят большевики. А если большевики не победят, выборы отменят, разогнав демократический балаганчик. Так и вышло. Выборы состоялись. Победу одержали эсеры, получившие половину депутатских мандатов. Большевики взяли второе место, набрав в два раза меньше голосов. Третьими стали левые эсеры с чуть более чем 5% голосов, дальше шли кадеты и меньшевики, набравшие около 2% голосов. Председателем собрания выбрали лидера партии эсеров Чернова.
Большевики изначально знали, что заседание разгонят. Но делегацию туда отправили: похулиганить и поглумиться. Представители большевиков зачитали ультиматум, предложив депутатам безоговорочно признать власть Советов. Это автоматически означало бессмысленность существования Учредительного собрания, поскольку это было признанием власти большевиков. Депутаты, конечно, отказались принять ультиматум, после чего красные демонстративно покинули «контрреволюционное заседание». Ленин проинструктировал караульных позволить депутатам посидеть до конца. А на следующий день никого в здание не пускать. Но сил терпеть не было. Поэтому не дождавшись конца заседания — оно длилось до поздней ночи — караульные во главе с анархистом Железняковым разогнали депутатов. Здание оцепили и никого не пускали уже на утро. В тот же день в «Правде» опубликован декрет о роспуске собрания.
В Петербурге и Москве со стрельбой и жертвами разогнали многочисленные демонстрации в поддержку собрания.
В дальнейшем передача власти Учредительному собранию — как последнему хотя бы на вид легитимному институту власти — стала основным лозунгом практически всех белых армий. И частично сделать это удалось. После восстания чехословацкого легиона на освобожденной от большевиков территории Поволжья провозгласили правительство КОМУЧа (Комитет членов Учредительного собрания). КОМУЧ стал одним из первых антибольшевистских правительств на территории России. В его состав действительно вошли несколько депутатов разогнанного большевиками парламента. Была создана и Народная армия КОМУЧа, одной из частей которой командовал Каппель.
Позднее, под натиском красных, КОМУЧ объединился с Временным сибирским правительством, создав единое правительство — Директорию. В результате военного переворота ее распустили, а власть перешла к ее военному и морскому министру Колчаку, поддержанному военными.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг