11 августа 1918 года в Свияжске был установлен памятник Иуде. Или не был установлен — этот памятник стал одной из самых больших загадок и легенд времен Гражданской войны. До сих пор не утихают споры, правда это или выдумка.
Зачинателем легенды стал датчанин Хеннинг Келлер. В годы Гражданской войны он с некой дипломатической миссией работал в советской России и, вернувшись домой, одарил читателей целой россыпью удивительных баек о революционной России. Датчанин сообщает о торжественной установке памятника Иуде в книге «Красный сад. Приключения в советской России», вышедшей в 1922 году.
В ней он пишет, что присутствовал при этой шокирующей церемонии в городе под названием «Свиягород». Открытием памятника руководил «красный еврей», которого позднее все отождествляли с Троцким (как раз в это время он приехал в Свияжск устраивать бегущим красноармейцам децимации).
Книга произвела впечатление, ее отрывки стали перепечатывать эмигрантские издания. Знаменитый писатель Бунин, например, абсолютно верил в эту историю, что неудивительно. Злодеяния большевиков тогда ужасали весь мир, а их отношение к религии было известно. Все охотно поверили в эту историю, и она жила в эмигрантских кругах вплоть до падения СССР.
С отменой цензурных запретов легенда получила вторую жизнь. Стали искать материалы в архивах, но не нашли ничего, никаких упоминаний. Однако история уже получила такую известность, что зажила своей жизнью. В качестве доказательств ссылаются на местных гидов, которые якобы когда-то знали живых свидетелей установки памятника и для них это абсолютная реальность. Но гиды на то и гиды, чтобы приукрашивать. Поэтому надо рассмотреть все возможные версии установки памятника.
1. Датчанин Келлер действительно мог проезжать те места и быть свидетелем торжественной церемонии. Только не установки памятника Иуде, а похорон латышского стрелка Яниса Юдиньша, который по-русски именовался Яном Юдиным. Плохо знавший русский язык Келлер действительно мог перепутать звучание слов Иуда и Юдин. В пользу этой версии говорит и тот факт, что как раз в те дни Юдин и был торжественно похоронен в Свияжске. Ошибка превратилась в легенду. В настоящее время является самой популярной версией.
2. Никакого памятника никогда не было и быть не могло. Большевики в принципе отрицали религию, поэтому установка памятника Иуде не логична. Если ему ставили памятник, значит де-факто признавали реальность этой истории, что шло вразрез с их установкой считать религию опиумом для народа и поповско-буржуазными сказками. Подтверждением этой версии служит тот факт, что не удалось найти вообще никаких упоминаний об установке памятника ни в красной прессе, ни в дневниках или иных документах. Об этом не упоминал и Троцкий, действительно приезжавший тогда в регион.
3. Памятник был самоуправством. То есть возведен не по согласованию с начальством, а по инициативе какого-нибудь местного большевика. В этот период контроль большевиков за своим активом на местах был очень слабым, фактически самоуправство пресечь из Москвы было невозможно. Каждый коммунист на местах — сам себе вождь и партия. Кому-нибудь действительно мог прийти в голову такой оригинальный способ троллинга. Это объясняет то, что памятник не сохранился. Если это действительно была инициатива на местах, могли найти какого-нибудь скульптора-любителя, который возвел монумент из гипса. Поскольку в условиях войны достать хороший материал было нереально, памятник был сделан скверно и через несколько дней сам по себе развалился без постороннего вмешательства. Версия выглядит отнюдь не самой фантастической. Например, в ноябре 1918 года в Москве с большой помпой открыли памятник Робеспьеру. Но качество материала и исполнения было столь низким, что ровно через четыре дня, аккурат в годовщину революции (к которой его и открыли), он развалился. И это в Москве, где его делал профессиональный скульптор Сандомирская. Что уж говорить про заштатный Свияжск. Так что памятник мог существовать в реальности.
Так или иначе, но прямых доказательств существования памятника нет. Поэтому история о первом в мире памятнике Иуде так и останется одной из самых ярких легенд смутной эпохи.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг