День в истории: 21 ноября 1921 года. Появляется Русская православная церковь заграницей

На фото обложки — совещание заграничных русских архиереев в 1935 году

21 ноября 1921 года появилась Русская православная церковь заграницей (по уставным документам принято именно слитное написание «заграницей»). В этот день начался Первый всезаграничный церковный собор, который положил начало организованной и обособленной от Москвы деятельности православной церкви за рубежом, объединившей бежавших из РСФСР архиереев.

После начала Гражданской войны часть иерархов бежала на юг, на территории, контролируемые белыми. В то время они признавали власть избранного в 1917 году патриарха Тихона и никак не отделяли себя от патриархата. Незадолго до эвакуации белых армий из Крыма было решено, что до момента восстановления сношений с патриархом эмигранты возьмут под свой контроль заграничные церкви.

Прямо на борту одного из кораблей, уходивших из Крыма, состоялось заседание Высшего Русского церковного управления заграницей. Решено было обратиться к константинопольскому патриарху за советом, как быть дальше. Представитель патриарха благословил русских иерархов вести любую церковную деятельность за рубежом. После этого ВРЦУЗ перебрался в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в Сремски Карловцы. Первоиерархом церкви стал митрополит Антоний (Храповицкий). Тот самый, что выиграл выборы Московского патриарха по голосованию, но проиграл жеребьевку.

21 ноября в этом городе начал свою работу первый всезаграничный церковный собор, объединивший как эмигрировавших архиереев, так и мирян. На соборе было принято несколько заявлений политического характера, в том числе делались призывы продолжать борьбу с большевизмом и реставрировать в России монархию Романовых. Вместе с тем иерархи по-прежнему признавали над собой власть патриарха Тихона и считали его своим главой.

Пётр Врангель, митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Анастасий (Грибановский), Ольга Врангель, члены РОВС. Югославия, апрель 1927 г.

В Москве воспользовались этим обстоятельством — потребовали от патриарха выступить с непризнанием этого собора и приказать расформировать ВРЦУЗ. Однако в Югославии это распоряжение Тихона восприняли как сделанное под давлением большевиков и отказались ему подчиняться.

Тем не менее формально ВРЦУЗ упразднили. Правда, вместо него сразу же был создан Временный заграничный святейший Синод. Осень 1922 года был создан управляющий орган — Архиерейский Синод РПЦз. Эмигранты оказались в довольно затруднительном положении. И в Москве, и в Константинополе сидели явно враждебные им власти. В Москве большевики угрозами вынуждали подчиняться патриарха Тихона. А в Турции Кемаль по просьбе большевиков гонял константинопольского патриарха.

И всё же до 1927 года РПЦз формально признавала над собой власть Московского патриарха. Только после декларации митрополита Сергия о безусловной лояльности советской власти Архиерейский Синод РПЦз постановил прекратить любые сношения с Московским патриархатом по причине его полного порабощения безбожной властью.

В свою очередь, Московский патриархат вынужден был заявить о непризнании этих решений и запрещении в служении всех крупных иерархов РПЦз. Начался долгий период конфронтации, когда зарубежные иерархи обвиняли советских в сергианстве, а советские называли РПЦз не иначе как карловацкими раскольниками (по месту резиденции заграничного Синода).

С окончанием Второй мировой войны все приходы РПЦз на территориях стран Восточной Европы, вошедших в сферу советского влияния, были переданы РПЦ МП. В том числе и югославские, где находилась резиденция Синода.

После этого «штаб» РПЦз перебрался за океан, разместившись в Нью-Йорке. В начале 50-х предпринимались робкие попытки наладить отношения, но они были прерваны после того, как в Москве отслужили панихиду по Сталину.

Синодальный Знаменский собор в Верхнем Ист-сайде на Манхеттене

Только в конце перестройки РПЦз получила возможность легализоваться в СССР. Предложения патриархата об объединении на правах автономии за границей отметали по политическим причинам. В МП тоже не слишком радовались конкуренции, особенно если учесть, что на волне перестройки в СССР возник интерес к Дореволюционной России и РПЦз естественно воспринималась как чистая и не испорченная большевиками церковь. Постепенно началось отпадение приходов от РПЦ к РПЦз. Впрочем, процесс быстро замедлился. Патриархат имел ресурсы, официальный статус и некоторое покровительство Кремля. А РПЦз не имела практически ничего, кроме непримиримости.

Напряженные отношения, осложненные в том числе и имущественными спорами, продолжались до конца 90-х. К этому времени почти все политические эмигранты, непримиримые к большевикам и сергианству, умерли от старости. За все время раскола первоиерархами РПЦз были всего четыре человека. Новым первоиерархом в 2001 году стал Лавр (Шкурла) — чешский русин, не имевший никакого отношения к политической эмиграции. Он был предельно далек от политических разборок. Дедушка побывал в России, там его встретили со всей любезностью, московский патриархат в нулевые был на подъеме, в том числе и финансовом, так что Лавр не стал упрямиться и согласился на объединение. Весной 2007 года подписали акт о каноническом общении РПЦ и РПЦз.

РПЦз сохраняла автономию во внутренних делах, но ее первоиерарх теперь утверждался Москвой. Несколько непримиримых приходов предпочли отколоться от РПЦз, но в целом былого накала уже не было — все непримиримые противники уже умерли.

Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг

Церковь после 1917 года

Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.