18 мая 1958 года советский фильм «Летят журавли» получил высшую награду Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». До сих пор он остается единственным советским и российским фильмом, получившим эту престижнейшую награду.
Фильм был снят по пьесе Розова «Вечно живые», которая к тому времени с успехом шла в «Современнике». Главные роли там играли малоизвестные актеры. Татьяна Самойлова вообще получила едва ли не первую роль в кино, Алексей Баталов снимался в эпизодах и лишь незадолго до съемок «Журавлей» получил главную роль в горьковской агитке «Мать».
Режиссером стал Михаил Калатозов (Калатозишвили), снимавший до того сталинскую пропаганду: «Заговор обреченных» и «Вихри враждебные». Тем удивительнее, что ему удался один из первых «человечных» советских фильмов. В 20-е снимали либо комедии, либо героические революционные истории, а в сталинские времена пошла наглядная агитация про необходимость бороться с вредителями и смыкать ряды по первому зову Отца Народов — и переосмысленные революционные ленты, где товарищ Ленин ежеминутно повторял, что ему нужно посоветоваться с товарищем Сталиным.
Хрущевская оттепель породила новое советское кино. Часто оно было про войну, но война была лишь фоном, а на первом плане впервые в советском кинематографе были характеры героев и их переживания — до сих пор характеры были не важны, если они не шли бонусом к революционному настрою героя или готовности совершить подвиг ради корифея всех наук Джугашвили. Отдельные группы начали реабилитировать на экране, например, военнопленных («Судьба человека»).
Но все равно по тем временам «Летят журавли» был очень смелым фильмом, просто невероятным. Представьте: пять лет назад умер товарищ Сталин, и тут снимают кино про то, как советская женщина может не дождаться любимого, ушедшего на фронт добровольцем, и выскочить замуж за прощелыгу. Да разве может так поступить советская женщина?! Причём она не отрицательный персонаж, режиссер в своем гуманизме доходит до того, что даже не подводит зрителя к мысли, что преступницу надо вывалять в перьях и утопить! Да, ошибка, но не грех и не чудовищное злодеяние, как бы говорит он. Невиданный в былые времена гуманизм.
Самойлова в Каннах
Хрущеву фильм не понравился, главную героиню он охарактеризовал как «шлюху», однако к тому моменту ленту уже благосклонно приняла комиссия в Каннах. Кроме того, СССР был заинтересован в том, чтобы показать миру новое лицо, уже без людоедского оскала мировой революции. Поэтому фильм отпустили в Канны, где его ждал неожиданный триумф. Этому поспособствовали не только политические соображения и качественная работа творческого коллектива, но и абсолютно универсальная и интернациональная история — она могла произойти в любой стране и была понятна всем.
Повторить успех так и не получилось. Отечественные фильмы брали «Оскар» во второстепенной номинации «Лучший иностранный фильм», неоднократно побеждали в Венеции, но «Золотая пальмовая ветвь» не покорилась больше никому, даже полностью фестивальному Сокурову.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг