27 декабря 1932 года в СССР устанавливается паспортная система. В соответствии с указом «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» паспорт должны были иметь все совершеннолетние жители городов и рабочих поселков, а также рабочие совхозов. На жителей колхозов паспортная система не распространялась, чтобы ограничить их возможность перемещения по стране.
Паспортной системы в СССР практически не существовало до этого момента. Паспорта должны были иметь только государственные служащие, а также выезжающие за границу. Правда, с 1922 года в стране был организован институт т. н. прописки. Он сводился к обязательной регистрации по месту жительства. При этом прописка носила уведомительный характер, а не разрешительный.
При Сталине система прописки была ужесточена, теперь прописка носила уже не уведомительный, а де-факто разрешительный характер, то есть на то, чтобы поселиться в какой-то определенной местности, требовалось разрешение, и уже нельзя было просто так взять и приехать. Как правило, наиболее строгими режимными городами считались такие крупные города, как Москва, Ленинград, Киев и т. д.
В указе говорилось, что эта мера будет способствовать укреплению диктатуры пролетариата. Паспортная система позволяла не только ограничивать миграционные потоки внутри страны, но и значительно более эффективно искать «внутренних врагов». На волне раскулачивания некоторые члены семей кулаков смогли бежать в города и найти там работу, укрывшись от репрессий. Система паспортизации и прописки и была внедрена с целью «разгрузки» городов от «контрреволюционного элемента» и «лиц, не занимающихся общественно полезным трудом».
В рамках НКВД была создана паспортно-визовая служба, чьи функции сводились к учету и регистрации поголовно всего населения советских городов и рабочих поселков. Колхозников, в отличие от совхозников, она не затронула. Разница между ними проста — совхозники работали в государственных совхозах за зарплату и были наемными рабочими. Колхозники работали в коллективных хозяйствах, формально бывших коллективной собственностью всех работников, однако вместо зарплаты они работали за трудодни, а паспортов не получали. Единственная возможность выехать из колхоза — одобренная у председателя справка с направлением на учебу или работу в город. Но поскольку большая часть колхозников не имела квалификации для работы в городе, подобный шанс предоставлялся только молодому поколению.
Советская паспортная система была частично смягчена во времена правления Хрущева, однако окончательно уравнял колхозников в правах с остальными гражданами страны только Брежнев. В 1974 году специальным постановлением Совета Министров СССР общесоветская паспортная система была распространена по всей сельской местности, уже не делая ограничения даже для работников колхозов.
Современная российская паспортная система является прямой наследницей советской. Некоторые смягчения, хотя и незначительные, связаны с институтом прописки, которая после распада СССР была заменена институтом регистрации. Тем не менее в общих чертах паспортная система времен позднего брежневизма сохраняется в России и по сей день.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг