Нееврейская автономная область

Российской Федерации от Советского Союза, помимо прочих вещей, досталось причудливое территориально-административное деление. В этом смысле Еврейская автономная область — жемчужина в короне КПСС; более абсурдного субъекта федерации нет не только в России, но на всей планете. В Еврейской автономной области нет евреев. Если быть точным, их там 1628 человек — это примерно 1% от всего населения ЕАО. Но это ничуть не мешает местным властям поддерживать и насаждать еврейскую культуру — даже наоборот.

Русское Приамурье

Когда в эти места откочевали евреи, доподлинно неизвестно, но русские появились здесь раньше, в XVII веке. В 1643 году по приказу из Москвы прибыл отряд под водительством Василия Пояркова — 139 казаков. Поярков отметил в своём отчёте природное богатство края: «Те землицы людны и хлебны и собольны, и всякого зверя много, и те реки рыбны, и государевым ратным людям в той землице хлебной скудности ни в чём не будет». Вскоре последовала ещё одна экспедиция известного землепроходца Ерофея Хабарова (1649–1652 годы). Ну а первым форпостом цивилизации в будущей ЕАО стал русский Косогорский острог, основанный в 1656 году. Здешние земли сначала входили в состав Албазинского воеводства, объединявшего владения Русского Царства на реке Амур. По Нерчинскому договору Россия временно потеряла эти земли, но благодаря усилиям графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского сумела их вернуть: без судоходной реки, впадающей в океан, Дальний Восток в экономическом смысле был бы обречён.

Ну а дальше Российская Империя принялась заселять берега Амура основательно и самым различным людом — сюда ехали крестьяне, старообрядцы, малороссы, солдаты. Вдоль реки появилась цепь казачьих станиц — так называемая Амурская линия. Амурское казачье войско вскоре сыграло большую роль в завоевании и освоении этой земли. И не только этой — амурские казаки покрыли себя славой во множестве военных кампаний своего отечества. Они боролись против китайских банд, участвовали в подавлении Боксёрского восстания в Китае, дрались в русско-японской войне и в Первой мировой. После строительства железной дороги русское население увеличилось многократно, в том числе за счёт каторжан и вольнонаёмных рабочих, нанятых обслуживать магистраль. В 1912 году была заложена станция Тихонькая — она же будущий город Биробиджан, столица фантастической Еврейской области.

Каторжане, прибывшие на берега Амура для строительства железной дороги

Как и в других областях России, казаки и зажиточные крестьяне не признали власть большевиков. Основной силой красных тут стали рабочие железной дороги. Казаки и другие беженцы переправлялись через реку и уходили в Китай, откуда ещё долго совершали набеги на советскую территорию, пользуясь полной поддержкой жителей Приамурья. Немногие оставшиеся попали под каток раскулачивания и расказачивания. Вот так крестьяне описывают методы новой власти в письме к ней же:

«Мы, крестьяне села Венцелово Екатерино-Никольского района Амурского округа, 13 дворов, живущих исключительно своим трудом, имели доходность хозяйства от 300 до 500 рублей, платили налога от 10 до 50 рублей, хлебозаготовки и другие задания власти выполнили своевременно, сейчас несправедливо раскулачены большей частью из-за личных счётов. С целью раскулачивания в 12 часов ночи ворвались в дома вооружённые, перепугав спящих детей, больных женщин, переписали всё имущество вплоть до ложки, а через 8 часов выдворили из домов на мороз без одежды, продуктов питания, не обращая внимания на раздетых детей и больных женщин. Хлеб и другие продукты отобрали, пайка не дают, голодаем. Окрисполком, РИК никаких мер не принимают, на жалобы не отвечают».

Берег еврейской утопии

Примерно тогда же большевики решили, что евреям хорошо бы выделить отдельную республику и всех их туда переселить. Сначала Еврейский комитет просил у Сталина Крым и другие, более обжитые места, но в конце концов избранному народу достались земли амурских казаков. Особенно за еврейскую колонизацию Приамурья радел «всесоюзный староста» Михаил Калинин, который выступал с такими призывами: «Перед еврейским народом стоит большая задача — сохранить свою национальность, а для этого нужно превратить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское земледельческое компактное население». Товарищ Калинин говорил, что хочет в будущем перевезти на Амур минимум 100 тысяч евреев, а после устроить в этих местах полноценную союзную республику. В 1934 году этот грандиозный план наконец сдвинулся с мёртвой точки — на берегах великой реки у евреев Советского Союза появилась собственная автономная область.

Сионисты хотели видеть языком советской общины иврит (семитская языковая группа), но победу одержал идиш (германская группа). Началась активная идишизация. В 1935 году вышло постановление «О переводе работы государственных и хозяйственных учреждений и организаций ЕАО на еврейский язык»: в самом спешном порядке планировалось идишизировать всё — от делопроизводства до вывесок, плакатов и названий улиц. Для местных русских, не знавших идиш (и, честно говоря, не слишком хотевших его выучить), открылись добровольно-принудительные годичные языковые курсы. Заработали еврейские школы, радиостанции, газеты, библиотеки, колхозы. Увы, еврейский рай просуществовал недолго и закончился в 1949 году — коммунистическая партия, увлечённая борьбой с космополитами, обвинила евреев ЕАО в «буржуазном национализме» и «сионизме». Еврейские культурные учреждения начали закрываться, а переселение прекратилось совсем.

Биробиджан, 1975 г.

В 1989-м в области началось еврейское возрождение. Некоторые представители общины предлагали переселять в ЕАО евреев из других регионов СССР, планируя в будущем статус области до Еврейской ССР — как это и задумывалось изначально. Начали открываться еврейские школы, синагоги и культурные центры. В начале 90-х в Биробиджане открылся новый факультет по изучению идиш, стали выходить еврейские теле- и радиопередачи, организовывались масштабные фестивали еврейской культуры. Но абсолютному большинству местных евреев это было совсем не интересно — они хотели как можно быстрее переехать в Израиль. Евреев на берегах Амура с каждым годом становилось всё меньше, а в еврейском государстве появился город Маалот, где поселились именно выходцы из ЕАО.

Надписи на языке идиш в современной ЕАО

Вернуть любой ценой

Но не тут-то было: власти независимой Российской Федерации не могли сдать многонациональность без боя. В автономной области начали с удвоенной силой восстанавливать еврейскую жизнь. Приамурский государственный университет назвали именем Шолом-Алейхема, построили огромную новую синагогу, поставили памятники с еврейским колоритом. Появились научные труды, в которых историки в обычном многонациональном духе обнаруживали евреев на Амуре и в XIX, и даже в XVIII веках. Увы, остановить исход не удалось.

Давно идут разговоры о слиянии Еврейской области с соседним субъектом — правда, пока не получается решить, с каким именно. Есть два проекта: один — за Амурскую область, другой — за Хабаровский край. Эксперты в обоих случаях указывают не только на экономическую целесообразность, но и на восстановление исторической справедливости. Территории нынешней Еврейской области во времена Российской Империи входили в состав Амурской области, а при советской власти оказались подчинены Хабаровску. Есть и ещё одно препятствие: местные евреи официально заявляют, что евреи всего мира наверняка обидятся на Россию и лично Путина за подобный шаг.

Синагога и памятник в Биробиджане

В 2013 году Правительство РФ объявило, что намерено привлекать в ЕАО этнических евреев, причём каждому переселенцу обещали выдавать по 8 тысяч долларов. Если верить официальным отчётам, по этой программе в автономную область переселился аж целый 1 еврей (причём нашли его не сразу).

В начале 2016 года президент Владимир Путин на встрече с представителями Европейского еврейского конгресса предложил европейским евреям перебираться в Россию. Поддержал национального лидера и нынешний глава ЕАО Александр Левинталь: «Надо сказать, что Еврейская автономная область стала первым государственным образованием евреев. И сегодня мы готовы принять всех евреев, уехавших в другие страны по различным обстоятельствам. Мы ждем всех, кто хотел бы вернуться на родину либо приехать и жить здесь. Безусловно, мы примем у себя евреев из европейских стран, где они сегодня могут подвергаться нападкам со стороны антисемитов».

Флаг Еврейской автономной области

Рождённые в СССР

Если ЕАО и стоит сохранять, то как исторический памятник советским экспериментам. От величественного намерения старосты Кагановича заселить берега Амура избранным народом осталась только видимость — но любовно поддерживаемая и охраняемая. Нацреспублики в миниатюре: есть автономная область (субъект федерации!), есть еврейская национальная администрация, есть синагоги, культурные центры, музеи, памятники, праздники, вывески на идиш и бюджеты на всё вышеперечисленное. И 1628 евреев (половина из которых дети от смешанных браков, а вторая половина — русские косплееры). Российская многонациональность в чистом виде — умри, а лучше не придумаешь.