4 мая 1881 года появился на свет Александр Керенский — человек, за несколько месяцев разваливший все, что еще не развалили предшественники-февралисты. Первый и последний диктатор «демократической республики».
Керенский родился в семье директора гимназии в Симбирске. Там же и в тот период жила семья Ульяновых, чей глава — Илья Ульянов, служил начальником Федора Керенского. Семьи дружили, постоянно ходили в гости. Но Александр Керенский мог помнить Володю Ульянова, который через несколько десятилетий свергнет диктатора, только смутно. Разница в возрасте слишком велика — когда родился Керенский, Ленину было уже 11 лет.
В 1889 году Керенские уехали в Туркестан, поскольку отец пошел на повышение. Александру было 8 лет и вырос он уже в Ташкенте. Оттуда приехал на юридический факультет Петербургского университета с золотой медалью ташкентской гимназии.
Едва завершив учебу, Керенский подался в самую популярную тогда категорию политических адвокатов. Эта прослойка пользовалась симпатиями всех «прогрессивных слоев» общества: политические адвокаты, занимавшиеся громкими процессами революционеров, стали настоящими звездами прессы.
Керенский специализировался на процессах политических меньшинств, умученных злобным царизмом. Защищал остзейских крестьян, грабивших и убивавших немецких баронов, выступал защитником по громкому делу армянских дашнаков, пытаясь убедить, что кидать бомбы и грабить банки несчастных людей заставил проклятый режим.
В итоге Керенский стал узнаваемой фигурой и попал в число депутатов последней Государственной думы Российской Империи — четвертой по счету. Хотя Керенский симпатизировал эсерам и даже состоял в партии, они бойкотировали выборы. Честолюбивый адвокат примкнул к трудовикам, которые по своим взглядам были наиболее близки эсерам. К 1916 году выдвинулся в лидеры фракции трудовиков. И стал звездой, когда вошел в состав комиссии по расследованию резни русских поселенцев в Туркестане, где аборигены в знак протеста против призыва на тыловые работы устроили бойню.
Керенский как член комиссии возложил всю вину на проклятый царизм, что следовало общему революционному тренду 1916 года, когда даже Пуришкевич переметнулся к революционерам.
С первых же часов переворота Керенский активно поддержал мятежников и стал одним из самых активных представителей думских «революционеров». С первых мгновений Александр развил бешеную энергию: он выступает перед солдатами, арестовывает министров, распоряжается в Таврическом дворце. Поначалу и Петросовет и Временное правительство были скорее междусобойчиком, поэтому Керенский оказался одновременно и там и там.
Керенский сменил пиджак на военный френч и принялся за дело. А сделать требовалось немало. Как минимум развалить старую судебную систему, для чего Керенский и был назначен министром юстиции. Уже очень скоро будущий диктатор совершает первую маленькую революцию — примыкает к эсерам, тогда самой популярной силе, и, пользуясь этим, шантажирует Временное правительство, требуя коалиции и включения в состав кабинета социалистов.
В итоге удается выдавить Милюкова и Гучкова и получить более значимый пост военного министра. После этого Керенский начинает добивать и без того ослабленную гучковскими чистками армию, назначая всюду преданных людей.
Июньское наступление, которое должно было стать важным имиджевым моментом для путчистского правительства, провалилось. Сделать это удалось во многом благодаря неудавшемуся большевистскому выступлению.
Керенский назначает главкомом армии Корнилова, пытаясь извлечь дивиденды из популярности военного. Однако вскоре отношения ухудшаются, и Керенский своими действиями открывает дорогу красным. Испугавшись не то реального, не то мнимого мятежа Корнилова, которого собирались поддержать правые круги, Керенский объединяется с разгромленными большевиками.
В итоге потенциальный переворот справа подавлен, а вот перевороту слева открыта дорога. Керенский уже открыто становится диктатором Российской республики, которую сам и провозглашает. На смену Временному правительству приходит Директория.
Начинается закат Керенского. Большевики практически открыто занимались подготовкой революции, а диктатор бездействовал. Хаос и развал только нарастал. Керенский постоянно оттягивал решительные меры. Созыв Учредительного собрания, обещанный сразу после Февральского переворота, оттянули почти на год. За это время все десять раз изменилось и развалилось.
Оказалось, Керенскому совсем не на что опереться. После истории с Корниловым диктатор лишился поддержки в армии, а крестьяне на события в Петрограде влияния не оказывали. Рабочие скорее поддерживали большевиков и меньшевиков.
Керенский бежал в Гатчину, но не нашел поддержки ни у кого, кроме казаков Краснова. Однако наступление на Петроград провалилось из-за плохой организации и из-за того, что казаки не слишком то жаловали Керенского и все закончилось тем, что едва не выдали неудачника большевикам.
Керенский некоторое время еще пытался примкнуть к какой-то из сил, но уже вышел в тираж. Уехал в Лондон. В эмиграции Керенский не пользовался популярностью. В правых кругах экс-диктатора презирали. Керенский пытался издавать газеты, выступал с лекциями, но в целом никакого влияния не имел.
Спасаясь от Второй мировой войны, перебрался в США, где и прожил последние десятилетия своей жизни. Керенский оказался удивительно живуч, несмотря на проблемы со здоровьем с детства. Человек, видевший Ленина ребенком, дожил до эпохи хиппи и умер в 1970 году в возрасте 89 лет.
Местные православные церкви, находившиеся под сильным правым влиянием, отказались хоронить Керенского на своих кладбищах. Тело отправили в Лондон, где жил сын Александра, ставший к тому моменту известным британским инженером. А внуку Керенского (уже умершему к настоящему времени) даже посчастливилось сыграть своего собственного деда в голливудской постановке «Красные» — экранизации биографии американского коммунистического журналиста Джона Рида, одного из первых глашатаев советского коммунизма.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг