5 мая 1920 года петлюровцы возвращаются с польскими войсками в Киев и организуют, среди прочего, религиозный раскол. Новая власть провозглашает свою особую, украинскую православную церковь. Кляти москальски попи объявлены врагами украинского народа.
Религиозный вопрос в Киеве активизировался примерно в то же время, что и в Петрограде — после февраля 1917 года. Если в России это вылилось в борьбу за возрождение патриархата и демократизацию церкви, то на Украине наиболее активно продвигались сепаратистские тенденции, флагманом которых стал настоятель Свято-Покровской церкви в Киеве Василий Липковский. Основные требования течения — украинизация церкви и отделение от московского патриархата.
К власти после Февраля повсюду пришли люди левых или умеренно левых взглядов. Религиозные вопросы февралистов совершенно не интересовали, в отличие от политической борьбы, поэтому церковные движения варились в собственном соку, не получая значительной подпитки извне. Проще говоря, светские власти решили не лезть в дела религиозные.
Поэтому споры в основном шли по религиозной линии. Синод в духе демократизации согласился на украинизацию церковных служб в некоторых украинских церквях, но, разумеется, выступал против независимости украинской церкви. Впрочем, до октября 1917 года особенно активно украинцы религиозной незалежности и не добивались.
Все изменилось после прихода к власти большевиков, когда УНР объявила о своей независимости. Религиозные деятели решили не отставать, и по аналогии с Центральной Радой создали Всеукраинскую православную церковную раду, чтобы затем объявить о независимости церкви. Православная рада стала отправлять комиссаров отжимать церкви, но тут в Киев нагрянули большевики.
Вскоре на этой территории учреждается гетманат Скоропадского, который, однако, без симпатии относился к идее раскола. На свои места вернулись «московские». Созванный Собор подтвердил единство с восстановленным к тому моменту московским патриархатом.
После свержения Скоропадского петлюровцы вновь пытаются устроить раскол и отправляют гонцов к константинопольскому патриарху — который считается первым среди равных православных иерархов — с просьбой благословить независимость украинской церкви. Однако патриарх тогда умер, а выборы нового никак не могли состояться из-за разборок с турками. Исполняющий обязанности патриарха — по-церковному, местоблюститель престола — корректно, но твердо отказал гонцам. К тому времени петлюровцев вновь изгнали из Киева.
После Петлюра заключает с поляками союзный договор, обещая территориальные приобретения в обмен на помощь против большевиков. Петлюровцы и поляки вновь занимают Киев. Наконец, 5 мая 1920 года Всеукраинская православная рада провозглашает украинскую автокефальную православную церковь, «свободную от москалей», благодаря тому, что все духовенство, признававшее Московский патриархат и патриарха Тихона, объявлялось безусловными врагами украинского народа.
Пойдя на этот шаг, украинцы неожиданно выяснили, что остались без священников вообще. Московский патриархат отлучил от сана то незначительное число духовенства, которое поддержало раскол, а 99% украинских иерархов остались верны патриархату. В итоге УАПЦ столкнулась с проблемой рукоположения духовенства.
Тем временем Киев снова стал красным, и у раскольников внезапно нашлись союзники куда более могущественные, чем петлюровцы. Это большевики, которые поддержали раскол и параллельно инициировали в России еще несколько, дабы ослабить влияние церкви. Вдобавок украинизация церкви отлично вписывалась в проводимую большевиками украинизацию быта.
Правда, добившись к середине 20-хх годов ослабления РПЦ, большевики принялись гонять и остальных. Уже к 30-м годам деятельность УАПЦ была свернута, а сама она в дальнейшем переподчинена РПЦ.
Важно не путать УАПЦ и УПЦ КП. УАПЦ — это в значительной степени эмигрантская церковь, пронизанная духом еще петлюровской самостийности. К слову, предстоятелем УАПЦ в 80-е годы был Мстислав (Скрипник) — родной племянник Петлюры.
А вот УПЦ КП — чисто постперестроечный новодел. Митрополит Филарет обиделся, что его не выбрали патриархом московским, и решил создать свою церковь с блэк-джеком и далее по списку.
И УАПЦ и УПЦ КП в настоящее время существуют на территории Украины, обе являются канонически непризнанными.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг