6 мая 2012 года в Москве прошел «Марш миллионов», в итоге завершившийся столкновениями с полицией и громким «Болотным делом».
Этот марш был продолжением зимы 2011 года, когда начались массовые протесты, охватившие крупные города после выборов в Государственную думу, а затем и выборов президента. Эти протесты пока самые массовые в путинской эпохе.
В демонстрациях участвовали не только профессиональные оппозиционеры, но и всевозможные медийные персонажи, от которых такого точно нельзя было ожидать, и даже сотрудники Администрации президента. Где политика и где Ксения Собчак, за папой которой мистер президент некогда носил чемодан. И тем не менее Ксюша стала завсегдатаем маршей протеста. Вышли на улицы и простые обыватели, казалось бы традиционно равнодушные к политике.
«Марш миллионов» проходил уже в начале мая, когда протестная волна несколько спала. Данное шествие изначально стояло особняком еще и потому, что прежние организаторы-селебритиз типа Акунина и Пархоменко на этот раз незаметно слились. Не пришла и Ксения Собчак, ставшая завсегдатаем былых митингов.
Ничто не предвещало, что марш закончится громким политическим делом . Все шло относительно мирно, пока шествие не устроило сидячую забастовку перед полицейским оцеплением на мосту. Посидев так некоторое время, Немцов, Удальцов и Навальный ушли, а между наэлектризованной толпой и полицейскими начались столкновения.
Особой жестокости в схватках не было. В сравнении с Майданом в Малороссии и даже с битвами между красными пенсионерами и милицией в Москве 1993 года все прошло весьма мягко. Серьезных травм никто не получил. Тем не менее лично Путин, по всей видимости, оказался неповиновением толпы до крайности возмущен. Ведь Песков, личный пресс-секретарь президента, несколько раз громко и провокационно заявил, что оппозиционерам надо «размазать печень по асфальту».
Уже через несколько дней начались первые аресты, которые, к слову, продолжаются до сих пор. Последний фигурант дела арестован несколько месяцев назад. Всего задержано 34 человека, которые превратились в «болотных узников».
Дело тянулось достаточно долго. Несколько счастливчиков отпустили под подписку о невыезде, но большинство ждали суда в СИЗО. В итоге самый большой срок получил Максим Лузянин, знаменитый качок с фотографий. Он согласился на рассмотрение дела в особом режиме и автоматом получил половину максимального срока. Активисты, которые на сотрудничество не пошли, отделались существенно меньшими сроками, а большая часть была амнистирована.
Нескольким «болотным узникам» впоследствии даже удалось добиться в ЕСПЧ выплаты компенсаций от государства.
Считавшиеся организаторами марша Удальцов, Развозжаев и Лебедев вскоре после выхода «Анатомии протеста-2» оказались в ранге едва ли не главных угроз национальной безопасности. Развозжаева захватывали в Киеве, как будто он как минимум Бен Ладен, а не мелкий политический активист. Развозжаев и Удальцов в итоге получили по 4,5 года. Первый освободился месяц назад, Удальцов, ныне основательно позабытый оппозиционной тусовкой (хотя в 2012 был весьма популярным персонажем), должен выйти в августе нынешнего года.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг