Вопреки советским мифам, замирить русских большевикам так и не удалось. В СССР за все годы существования государства то и дело происходили русские мятежи: от Тамбовского и Кронштадтского в 20-х до Новочеркасского в 60-х. А 16 мая 1954 года вспыхнуло одно из самых крупных восстаний в ГУЛАГе — Кенгирское. Заключенные Степлага на протяжении 40 дней фактически удерживали контроль над лагерем в своих руках. Расскажем, как все случилось.
После смерти Сталина многочисленные обитатели лагерей жили надеждой на скорую амнистию. Освобождение вскоре действительно последовало, но только не для политических, которые к тому времени составляли значительную часть лагерей. Да и условия отсидки остались прежними.
Только в мае 1954 года коммунисты пошли на некоторые уступки. В ночь, когда было объявлено о смягчении особого режима, часть заключенных отправилась отпраздновать событие в находившийся рядом женский лагерь, который отделяла хозяйственная зона. Именно этот день считается началом событий, хотя о восстании пока не шло речи.
Администрация лагеря не стала серьезно препятствовать празднику, однако на следующий день объявила, что между лагерями создается огневая зона, и в заключенных, которые вновь попытаются пробраться в женский лагерь, будут стрелять на поражение.
Однако это зэков не остановило, и следующей ночью в гости к женщинам вновь отправилось внушительное число сидельцев. На этот раз с трагическими последствиями: по нарушителям режима действительно открыли огонь, в результате чего 13 человек погибли.
На следующий день заключенные не выходят на работу и создают комиссию для самоуправления и переговоров с администрацией лагеря. Стоит отметить, что лагерь был специфический, большую часть его обитателей составляли выходцы с Западной Украины, в основном деятели ОУНовского подполья. Вторым крупным меньшинством были литовские националисты, третьим — русские, но не националисты, а просто всевозможные политические, зачастую бывшие фронтовики, угодившие в лагеря по реальным или надуманным обвинениям в измене.
Понятно, что крепко спаянные как общим происхождением, так и взглядами ОУНовцы имели явное преимущество над остальными группами заключенных. Впрочем, фактически главой комиссии стал бывший подполковник (по другим данным, лейтенант) Кузнецов, после войны получивший 25 лет якобы за сотрудничество с немцами в плену.
Зэки требуют наказать виновников расстрела, администрация лагеря обещает сделать это. На два дня забастовка прекращается, но вновь вспыхивает, когда заключенные решают, что никто не наказан, а наиболее активных участников забастовки стали вывозить из лагеря.
С 23 мая заключенные вновь отказываются выходить на работу и требуют переговоров. В лагерь приезжает начальник ГУЛАГа и заместитель министра внутренних дел. Мятежники требуют вернуть из ссылки на родину всех своих родственников, сосланных как врагов народа, прекратить произвол администрации (сажать в ШИЗО только по разрешению прокурора), повысить зарплату до уровня вольнонаемных, разрешить общение с женским лагерем и встречи с родными, отменить приговоры лагерных судов.
Переговоры затянулись надолго. Администрация и вышестоящее начальство обещали разрешить общение с женским лагерем, немного улучшить бытовые условия в лагере и наказать виновных в стрельбе и злоупотреблениях. Однако остальные требования были уже политическими и решать такое требовалось в Москве. Было понятно, что даже если в Кремле и согласны, то в конкретном случае уступок мятежникам не сделают, чтобы не идти на поводу у заключенных. Время тянулось безрезультатно, зэки не работали, к лагерю подтягивались солдаты внутренних войск.
Осужденные тем временем сформировали самооборону и даже сконструировали радиопередатчик для связи с внешним миром и выхода в эфир. Несколько раз это даже удалось сделать.
В конце концов в Москве затянувшаяся ситуация всем надоела и на высшем уровне был дан приказ решить вопрос как можно скорее. Отряд ВВшников дополнительно усилили пятью танками, участвовавшими в штурме, который начался ночью 26 июня.
Оказать сопротивление заключенные не могли, все вооружение мятежников состояло из 4 самодельных пистолетов и нескольких самодельных сабель, ножей и гранат. Зэки могли лишь бессильно забрасывать танки камнями. Впрочем, танки тоже стреляли холостыми и в основном крушили возведенные баррикады.
К утру лагерь пал. Со стороны заключенных погибло 46 человек, у штурмовавших жертв не было, как и серьезно пострадавших. Несколько человек из лагерного самоуправления были приговорены к смертной казни и расстреляны. Кузнецов, один из лидеров восстания, также получил «вышку», но позднее расстрел заменили на 25 лет заключения, а в 1960 году лейтенант (подполковник?) был реабилитирован по всем делам и отпущен.
Кенгирское восстание, не первое и не самое крупное, тем не менее внесло вклад в развал ГУЛАГа. Даже в Москве новые власти понимали, что старая сталинская система больше не может существовать. Терпение русских лопалось, требовалось смягчение режима везде, включая зоны. В лагеря поехали комиссии по пересмотру дел, которые явным политическим заключенным зачастую снижали срок до уже отбытого, после чего страдальцы выходили на свободу. В 1956 году после развенчания культа личности начинают свою работу комиссии по реабилитации. В том же году ликвидирован Степлаг. Начинается расформирование лагерей. А в 1960 году ГУЛАГ прекращает свое 30-летнее существование.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг