5 августа 1977 года двое армян совершили крупнейшее в истории СССР ограбление. Предприимчивые братья обчистили здание ереванского Госбанка на запредельную по тем временам сумму — полтора миллиона рублей.
В СССР ограбления банков случались чрезвычайно редко. Советские налетчики предпочитали потрошить магазины и сберегательные кассы, поджидая кассиров и инкассаторов на улице. Госбанк никому не приходил в голову, пока за дело не взялись братья Калачян.
Николай и Феликс были кузенами (кузенянами). Николай с детства промышлял мелким криминалом, в 10 лет убежал из дома и тусовался с цыганами. А вот Феликс вырос добропорядочным советским гражданином и проблем с законом не имел. К моменту преступления Феликс обзавелся семьей с двумя маленькими детьми.
На криминал честного армянина, которому вечно не хватало денег, подбил двоюродный брат. Николай нуждался в Феликсе еще и потому, что кузенян в юности профессионально занимался спортивной гимнастикой и остался в хорошей физической форме. Роли распределили четко: Николай планировал операции, Феликс — исполнял.
Поначалу братья и не помышляли об «ограблении века». Для пробы сил кузеняны распотрошили местный магазин. Ночью Феликс проделал дыру в стене и вынес несколько десятков магнитофонов. Дефицитный по тем временам товар быстро распродали с рук. Помогло, что директор магазина занимался махинациями и побоялся обращаться в милицию.
На ереванский Госбанк братьев навел один из приятелей. Образцовый советский гражданин как раз трудился в этом учреждении, в комиссии по пересчету денег. От постоянного созерцания миллионов у товарища помутилась голова. Сам наводчик на криминал не решился, но братьев подбил.
Сообщник описал схему здания, рассказал о распорядке дня. Выяснилось, что ночью охраны в банке нет. За наводку условились выплатить 40 тысяч от будущего улова. Николай Калачян идеей загорелся и несколько месяцев ходил к месту будущего преступления, как на работу: скрупулезно фиксировал распорядок дня банка, разрабатывал хитрый план.
К Госбанку с одной из сторон примыкало другое здание. Предполагалось, что ночью Феликс проникнет туда и проделает отверстие в двойной стене. За несколько дней до намеченной операции Николай угодил на больничную койку и все выполнил Феликс.
Ночью 5 августа 1977 года преступник без труда проник в здание и начал сверлить. Однако стены оказались толще, чем рассчитывал вор, сверлить пришлось бы до самого утра. Феликс выбрался на крышу и заметил, что окно третьего этажа банка, где располагалась комната отдыха, осталось открытым. Шел ремонт, и поэтому решетки с окна сняли.
Правда, чтобы попасть внутрь, следовало проделать трюк, весьма сложный для обычного человека. Запрыгнуть с крыши в окно третьего этажа не каждый решится, тем более когда за плечами сумка с инструментами. Кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике Феликс справился, вся Армянская ССР могла бы гордиться его прыжком!
Вор начал сверлить пол комнаты отдыха, под которой и находилось хранилище. Братья-грабители знали, что в банке нет сейфа, и деньги хранятся в ячейках. Дыра получилась диаметром 34 сантиметра и невероятно гибкий армянин сумел пролезть к деньгам. Набив два огромных мешка банкнотами, по веревке поднялся обратно и покинул здание. Нет таких крепостей, которые бы не брали советские армяне!
На следующий день всё МВД СССР стояло на ушах. Неизвестные похитили космическую по тем временам сумму — полтора миллиона. Чтобы понимать масштаб — средняя зарплата в СССР в 1977 году составляла 159 рублей.
Следователи не нашли никаких зацепок. Особенно смущала крошечная дыра в полу. Кто мог пролезть? Ребенок? Карлик? Стали поднимать картотеки, таскать на допросы профессиональных воров, проводить обыски. Безрезультатно.
Следователи надеялись, что украденные деньги вскоре где-то всплывут. Ведь гимнаст похитил большую часть банкнот новыми сторублевками, только поступившими в оборот. Все советские магазины и сберкассы получили инструкцию сообщать в МВД о появлении таких купюр.
Чтобы легализовать украденное, братья решили скупать облигации государственного займа, надеясь затем обменять их обратно на деньги. Вскоре из Ташкента пришло сообщение о покупке облигаций новенькими сторублёвками. Но милиция не успела задержать братьев.
Прокололись воры уже в столице нашей родины. Николай завел роман с москвичкой и решил втемную использовать брата дамы, работавшего таксистом. Жених заверил водилу, что хочет законного брака, и выиграл кучу денег в карты, которые надо отмыть. Вероятно, некоторый процент светил и таксисту. Доверчивый таксист отправился скупать облигации в Москву, где бдительная кассирша и вызвала милицию.
Мужчину задержали и вышли на братьев Калачян. На свободе грабители оставались чуть менее года. За это время они потратили только 100 тысяч рублей. По советским законам, простое хищение каралось не более чем 10 годами тюрьмы. Однако Калачяны похитили «социалистическую собственность». А за подобную кражу в особо крупном размере (10 тысяч рублей) полагалась смертная казнь. Братья многократно превысили лимит.
Вскоре состоялся суд. Кузеняны получили вышку. Наводчик из Госбанка отделался 11 годами лишения свободы.
Какой вывод из этой истории? Да очень простой: Советский Союз был таким замечательным государством, что даже получив на руки фантастическую сумму, советский гражданин не мог ни на Багамы уехать, ни лимузин купить, ни вложиться в акции на бирже, а только простаивать в очередях, пытаясь обменять своё фантастическое богатство на облигации.
Поэтому когда хитрые советские ублюдки будут пытаться сравнивать зарплаты в СССР и других странах, всегда вспоминайте миллион ушлых армянских братьев — в социалистической экономике деньги значат совсем не то же самое, что в экономике рыночной, а богатство добывается не деньгами, а связями и положением в партийной иерархии. Серьезно, украсть миллион и ничего не купить? Как верно писал один блогер, «денег в СССР в сегодняшнем понимании не было».
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг