9 апреля 1917 года пломбированный вагон, который вез группу революционеров во главе с лидером большевиков Владимиром Лениным, выехал в Россию.
Как только Ленин узнал о случившейся в Петрограде революции, он начал готовиться к возвращению в Россию. Однако сделать это было не так-то просто. Войну в Европе никто не отменял, и через линию фронта поезда не ходили. Ленин сидел в нейтральной Швейцарии, со всех сторон зажатой театрами боевых действий. Вариантов проезда было только два. Либо через территории Антанты, а затем по морю в Архангельск или Мурманск. Либо через немецкую территорию в нейтральную Швецию, а оттуда поездом в российскую столицу.
Однако Ленин и большая часть его последователей были непримиримыми циммервальдистами, то есть сторонниками превращения империалистической войны в гражданскую, и союзники не желали открыто им помогать. Немцы отнеслись к вопросу куда менее щепетильно. Едва стало известно о намерении большевиков вернуться в Россию, в порядке частной инициативы об этом начал хлопотать бывший топовый революционер и социал-демократ, а ныне агент германии Александр Парвус.
Он вышел на большевистского куратора теневых сделок Ганецкого-Фюрстенберга и предложил помощь деньгами и организацией проезда. Однако Ленин проявил осторожность и публично отмежевался от предложений Парвуса — тот был немецким шпионом и в революционных кругах пользовался дурной славой.
Хлопотать о поездке начал формально нейтральный швейцарский социал-демократ Роберт Гримм. Однако за спиной революционеров он параллельно начал договариваться о сепаратном мире, причем от их имени. Это позднее привело к грандиозному политическому скандалу, а пока Гримму и, вероятно, затаившемуся в тенях Парвусу удалось организовать все на высшем уровне. Немцы дали добро на проезд группы революционеров через свою территорию.
Однако с одним условием — вагон будет опломбирован, пассажирам запретят любое общение с местными жителями, а в пути их будут сопровождать два немецких офицера. Денег на поездку дал сумрачный Ганецкий-Фюрстенберг.
9 апреля поезд с революционерами выехал из Цюриха. На перроне их провожали другие русские эмигранты, которые не были настроены пораженчески, поэтому отбытие поезда сопровождалось своеобразным митингом. В спину уезжавшим революционерам неслись проклятья от других деятелей, обвинявших их в измене и предательстве. Пассажиры старались не подходить к окнам, опасаясь спровоцировать недоброжелателей на более активные действия.
Революционный вагон пользовался экстерриториальностью, немецкие официальные лица не могли его проверить, даже сопровождавшие поезд немецкие офицеры не вступали в контакт с революционерами. Посредником между сторонами выступил швейцарский социал-демократ Фриц Платтен, главное ответственное лицо в этой схеме.
В пломбированном вагоне ехало 32 человека. 31 из них имел российское подданство, 32-м был Карл Радек, который по условиям сделки не имел права находиться в поезде, так как был подданным Австро-Венгрии. Ему пришлось ехал инкогнито.
На самом деле из Швейцарии революционеры уезжали на обычном поезде. В пломбированный вагон они пересели только на первой немецкой пограничной станции. Также стоит отметить, что вагон был не полностью опломбирован, одна из его дверей осталась нетронутой на случай каких-то ЧП.
Революционерам запрещалось контактировать с местным населением. Но поездка маленького вагона, который должен принести Германии победу, вызывала бурный интерес у немцев. Практически на всех станциях, где он останавливался, вагон окружала толпа — немцы всячески выражали восторг и одобрение пассажирам, приветливо размахивая руками.
Ленин сразу же установил в вагоне принципы военного коммунизма, раздав талоны на посещение туалета различной категории. Билеты первой категории получали те, кто хотел в туалет. Они имели преимущество перед билетами второй категории — для желающих покурить.
Поезд проехал через всю Германию. На станции Засниц революционеры пересели на шведский пароход «Королева Виктория» и уже 13 апреля были в Стокгольме. Там они провели ряд встреч (в том числе и тайную встречу с Парвусом, на которой от большевиков присутствовал Радек). Потом из Стокгольма группа отправилась на поезде в Россию.
Проехав через Швецию и Финляндию, Ленин приехал на Финляндский вокзал Петрограда вечером 16 апреля. И сразу же ошеломил соратников в России, потребовав немедленной подготовки новой революции — социалистической. Прямо на вокзале, по случаю торжественной встречи, организованной Петросоветом, он призвал к социальной революции, что вызвало недоумение даже у самых близких членов партии.
На следующий день Ленин выступил с революционными тезисами уже перед членами партии. Еще через некоторое время они были опубликованы в «Правде» и стали известны как «Апрельские тезисы». Началась подготовка второй революции.
Также читайте:
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.