18 апреля 1950 года был расстрелян человек-загадка всесоюзного масштаба, маршал авиации «Сергей Худяков». Почему человек-загадка и почему эта история может вызвать интерес (учитывая, что в сталинские времена кого только не расстреливали)? Потому что на самом деле его звали не «Сергей Худяков», неведомым образом он из кавалериста превратился в маршала авиации, дослужившись от полковника до маршала за три (!!!) года, а неприятности у него начались после пропажи самолета, груженного золотом.
«Сергей Худяков» — это не революционный псевдоним, как некоторые могли подумать, а вторая личность. На самом деле при рождении его звали Арменак Ханферянц. Как именно Ханферянц превратился в «Худякова», не совсем понятно. Его родственники приводили такую версию:
Он родился в январе 1902 года в Нагорном Карабахе в крестьянской семье. В 13 лет отправился в Баку на заработки. Здесь и познакомился с Кобой — с человеком, от которого будет зависеть вся его дальнейшая судьба. В 16 лет Арменак стал красноармейцем. Когда советская власть в Баку под натиском турецких войск пала и пароход с эвакуированными был потоплен английской канонеркой, не умеющего плавать Ханферянца спас его друг Сергей Худяков. А позже в бою смертельно раненный Худяков умер на руках друга. Арменак вывел отряд из окружения и взял себе имя погибшего.
Версия сомнительная по двум причинам. Во-первых, он никак не мог познакомиться со Сталиным в Баку, поскольку в этот период он находился в ссылке в Туруханском крае. Во-вторых, в советские времена, когда «Худякова» реабилитировали, предпринимались попытки выяснить, что же это за Худяков такой героический, но ничего так и не выяснили, во всяком случае в партийных документах он не проходил.
К тому же не совсем понятно, зачем армянину изображать из себя русского в 1918 году. Наоборот, это русским тогда выгодно было косить под кого-то из нацменьшинств, слишком уж неблагоприятное время для «русотяпов», как их звал Ленин. Понятно, когда армяне косили под грузин в 30-е, как композитор Мурадели (на самом деле Мурадов-Мурадян). Но чтобы под русских…
Еще один важный момент — новое имя не было псевдонимом. «Худяков» начал полностью новую жизнь, его многочисленные родственники считали, что он сгинул в годы гражданской, даже брат-офицер понятия не имел, что Арменак служит в советской армии под другим именем. Когда началось дело против «Худякова» и его реальная личность была установлена, для родственников новость о его существовании стала большим сюрпризом. А его тогдашняя семья с большим удивлением узнала, что он Ханферянц. Речь шла не о подправлении каких-то элементов биографии, а о создании новой личности с нуля. Зачем ему это понадобилось — до сих пор неясно.
После Гражданской войны «Худяков» остался в РККА на постоянной основе. Служил в кавалерии. В середине 30-х кавалериста внезапно перебросили в авиацию. После окончания командного факультета военно-воздушной академии Жуковского его перевели в авиацию Белорусского военного округа.
К началу ВОВ «Худяков» занимал должность начальника штаба ВВС Западного особого военного округа и находился в звании полковника. Чтобы было понятно, именно по Западному ОВО 22 июня был нанесен самый тяжелый удар немцев. Почти все командование ОВО расстреляли по спискам, потому что разгром оказался полным. Командующий ВВС Копец, осознав масштаб разгрома, застрелился. Сменивший его Таюрский через две недели был арестован и позднее расстрелян. А что «Худяков»? А он, как оказалось, заболел и 22 июня лечился, поэтому репрессии его миновали.
Более того, этот разгром стал для него настоящим трамплином, и после расстрела прежних военачальников он получил звание генерал-майора и возглавил ВВС Западного фронта.
А уже в 1942 году «Худяков» становится начальником штаба ВВС РККА. В дальнейшем командовал ВВС различных фронтов. В ряде источников сообщается, что «Худяков» отвечал за организацию доставки советской делегации на переговоры в Тегеране в 1943 году.
Более того, «Худяков» присутствует на фотографии лидеров стран антигитлеровской коалиции, сделанной в Ялте в 1945 году, стоя позади них рядом с английскими высокопоставленными офицерами. Но еще летом 1944 года он получает маршальское звание. Беспрецедентный случай в истории, когда путь от звания полковника до звания маршала занял всего три года. Столь невероятный карьерный рост обычно объясняют тем, что Сталин будто бы благоволил ему, потому что думал, что он тайный грузин по маме. Потому что в партийных и прочих автобиографиях «Худяков» писал, что родился в Вольске в рабочей семье (папа — машинист, мама грузинка, но все давно умерли, родственников не осталось).
Считается, что «Худяков» был инициатором Мукденского десанта, который позволил захватить пытавшегося сбежать правителя Манчжоу-Го — Пу И. В дальнейшем «Худякову», на тот момент занимавшему пост командующего 12-й воздушной армией, было доверено вывезти золотой запас Манчжоу-Го в СССР.
Тут и случилась накладочка. Один из самолетов с золотом исчез. А вскоре грянуло Авиационное дело, и как одного из крупнейших советских военачальников ВВС «Худякова» арестовали. Так и выяснилось, что все это время он жил под чужим именем. Как ни странно это звучит, «Худякова» обвинили в том, что он является английским агентом:
Худяков С. А., он же Ханферянц А. А., в 1918 году был завербован в г. Баку английским офицером Вильсоном для шпионской деятельности, по его заданию дезертировал из Красногвардейского отряда и вступил в дашнакский отряд меньшевистко-эсеровского правительства, нес патрульную службу по г. Баку и конвоировал политических заключенных, участвовал в вооруженной борьбе против Советской власти. В сентябре 1918 г. Худяков С. А., он же Ханферянц А. А., принимал участие в конвоировании арестованных 26-ти Бакинских комиссаров из г. Баку к месту их казни в г. Красноводск.
По заданиям английской разведки перебрасывался в период 1918-1919 гг. в расположение частей Красной Армии и доставлял англичанам шпионские сведения, скрыв свою настоящую фамилию, национальность и социальное прошлое, внедрился на военную службу в Красную Армию и пролез в ряды ВКП(б). Имел связь с английским разведчиком Воскресенским, а также с агентами британской разведки Карпушиным-Зориным, Лухавой и Мосиным, впоследствии осужденными.
На протяжении многих лет выдавал себя за Худякова Сергея Александровича, сына железнодорожного машиниста, тогда как на самом деле происходит из семьи владельца рыбного промысла Ханферянца.
«Худяков» так тщательно законспирировался, что даже его жена и дети понятия не имели о его происхождении. Он иногда позволял себе перекинуться парой слов с армянскими офицерами, но все думали, что он выучил их, потому что работал в Армении.
Учитывая тяжесть обвинений, приговор маршалу был весьма предсказуем. Его лишили званий и многочисленных наград и приговорили к смертной казни. Это произошло 18 апреля 1950 года. В тот же день он был расстрелян. Вообще, сталинским обвинениям грош цена и веры никакой. Однако и таинственная смена личности, а также невероятный карьерный рост (за три года из полковников в маршалы не поднимался никто) выглядят несколько необычно даже по склонным к карнавализму советским меркам. История «Худякова» загадочна и труднообъяснима.
Уже при Хрущеве маршал был реабилитирован. А в брежневские времена его посмертно восстановили в звании и вернули все награды. В советской Армении «Худяков» стал культовым персонажем, да и в современной отчасти им остается. Например, несколько лет назад во время московского парада на 9 Мая армянской частью, участвовавшей в нем, командовал его внучатый племянник.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома». Поддержите нас покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!
У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.