4 сентября 1943 года в СССР частично восстанавливают в правах церковь. В этот день Сталин встретился с уцелевшими после репрессий первоиерархами и объявил им, что разрешает выбрать нового патриарха и сделать это надлежит как можно скорее.
Фактически с 1925 года никакой официальной церкви в России не было. Патриаршая церковь после смерти Тихона осталась без руководителя, которого не позволяли выбрать большевики. Обновленцы, с самого начала настроенные на максимальный компромисс с властями, поддерживались крайне умеренно, чтобы не позволить им вырасти в сильное движение — они играли на руку большевикам, ослабляя традиционную церковь.
Патриарший местоблюститель Петр на компромиссы с большевиками не шел и его почти сразу же арестовали, выслали за полярный круг, потом долгие годы мариновали в тюрьмах и в конце концов расстреляли. Митрополит Сергий был более сговорчив, но его декларация о безусловной лояльности советской власти хотя и спасла лично его самого, никак не помогла церкви. Напротив, от нее откололась РПЦз, а вскоре после декларации была объявлена т. н. безбожная пятилетка, которая сопровождалась усиленным нажимом на церковь, закрытием и уничтожением храмов, а также запретом религиозных праздников.
В таком подвешенном состоянии безвластия церковь находилась 18 лет, вплоть до 1943 года. Вопреки популярному мифу, главной заслугой возрождения патриаршей церкви стала вовсе не попытка сыграть на патриотизме в ходе войны с немцами (иначе это было бы сделано еще в 1941 году), а давление со стороны западных союзников.
Религиозные американцы с самого начала были против союзнических отношений с СССР и распространения на него ленд-лиза. Рузвельту пришлось немало потрудиться, чтобы убедить политическую оппозицию и широкие слои верующих, что Сталин все-таки лучше Гитлера, хотя и безбожник.
Одновременно он через своих представителей и доверенных лиц, бывавших в Москве, начал оказывать сильное давление на Сталина, убеждая его смягчить политику в отношении церкви. В Москве поначалу угрюмо бурчали, что никаких гонений в СССР нет, это свободная страна, но американцы были отнюдь не дураками, все прекрасно понимали и требовали не дежурных пропагандистских деклараций, а конкретных дел.
Англичан этот вопрос интересовал в меньшей степени, но они были заинтересованы в расширении союзнических отношений между СССР и США, поэтому тоже подключились к процессу, но не через дипломатических посредников, а по линии англиканской церкви.
Первой заметной акцией, которая произвела впечатление на западных союзников, стала московская Пасха в 1942 году. Неслыханное дело — ради нее даже отменили комендантский час на одну ночь. Разумеется, не обошлось без показушных моментов, поскольку с самого начала был запланирован визит британских офицеров из миссии в Москве в Богоявленский собор на богослужение.
Наличие в церкви офицеров в форме произвело неизгладимое впечатление на пришедших в храм, такого в Москве не видели уже четверть века. На англичан смотрели натурально как на инопланетян.
Англичане это заметили, и ряд англиканских священнослужителей выразил желание приехать в Москву с официальным визитом, встретиться с православными священнослужителями и вообще посмотреть на бьющую ключом религиозную жизнь.
Показать англиканам было нечего, так что переговоры стали затягивать, чтобы все привести в порядок. Наконец договорились, что англикане приедут в Москву в сентябре. 4-го числа Сталин встретился с уцелевшими первоиерархами, пообещал восстановить патриаршество, отдать патриарху резиденцию и дать государственное содержание. Выбирать нового патриарха было положено на Архиерейском соборе, так что Сталин даже выделил самолеты для делегатов, чтобы все успели приехать до визита англичан. В итоге уже 8 сентября состоялся собор, на котором новым патриархом предсказуемо был выбран Сергий. Приехавшие через несколько дней англичане встречались уже с главой патриаршей церкви, а не с митрополитом.
Впрочем, бо́льшая часть власти находилась не в руках патриарха, а принадлежала совету по делам РПЦ, который был учрежден при правительстве. Этакий Синод 2.0, только с большими полномочиями. На протяжении 17 лет его возглавлял генерал-чекист Карпов, бывший семинарист. Впрочем, Карпов, как и остальные главы совета после него, не определял государственную политику в отношении церкви единолично. Он мог высказывать какие-то соображения и давать рекомендации, но скорее был посредником между патриархом и властями.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Bitcoin: 1GwGDnUAU1iRubgXhmwmk57QdkYTi5Jso5
Ethereum: 0xfB4578520524ad9aBAc3181Cb1f134Df2A3aA510