12 сентября 1934 года умерла Екатерина Брешко-Брешковская — «бабушка русской революции», стоявшая у истоков сразу нескольких революционных организаций, включая партию эсеров, одним из руководителей которых она была.
Екатерина Вериго (именно такую фамилию она носила при рождении) родилась в дворянской семье в 1844 году. Отец будущей революционерки работал мировым судьей. По меркам середины века, она имела очень хорошее образование: помимо стандартного домашнего обучения окончила еще и женскую гимназию.
Девушка с ранних лет отличалась весьма бурным темпераментом. По собственным воспоминаниям, в припадках ярости еще ребенком не раз колотила свою няню-старушку. Это, впрочем, не мешало ей с детства «переживать за страдания трудящихся». Замуж вышла за жившего неподалеку молодого помещика, так она получила фамилию, под которой ее узнали в революционной среде.
Под влиянием революционных идей супружеская пара тоже решила жить прогрессивно. Организовали крестьянскую школу и ссудно-сберегательную кассу для крестьян. Но время шло, все было как-то спокойно, а хотелось драйва. Брешковская бросает мужа, ребенка отдает в семью брата, и вот почти 30-летняя Екатерина становится одной из первых в России народниц. Приехав в Киев, она знакомится с одним из будущих отцов социал-демократии Аксельродом и под его влиянием становится народницей. В образе «солдатки Феклы Косой» отправляется странствовать по деревням, чтобы будить народ на революцию.
Солдатка из нее получилась не очень убедительная, вскоре её арестовали. Брешко-Брешковская была одним из фигурантов крупнейшего процесса над народниками — процесса 193-х. Была приговорена к полугоду каторги (поскольку долго просидела в ожидании суда). После освобождения была отправлена на поселение в Баргузин.
Вообще бежать с поселения было очень просто, на это всегда закрывали глаза, но группа неудачливых революционеров во главе с Тютчевым и Брешковской умудрилась-таки попасться. В наказание за бегство ее вновь отправили в заключение на год, а после освобождения опять отправили на поселение. Однако после коронации Николая II революционерка попала под амнистию.
После возвращения Брешковская познакомилась с Гершуни, который был одним из главных сторонников террора. Она поддержала его и всегда оставалась убежденной террористкой, хотя ни в одном теракте лично не приняла участие.
Поскольку впереди намечались большие потрясения, Брешковская перебралась в Европу, где вошла в руководство партии эсеров. Ездила по западным странам, собирая деньги на финансирование партийной и террористической работы.
С началом революции 1905 года вернулась в Россию, но зажечь не получилось. Вскоре ее арестовали и отправили на поселение в Сибирь, где она пробыла до 1917 года. Период между февралем и октябрем 1917 года был ее звездным часом. Эсеры вывезли ее из Сибири и нарекли бабушкой русской революции. Брешковской было уже за 70, бороться за власть она явно не могла, да и не хотела, поэтому эсеры с удовольствием ее пиарили. Особенно усердствовал Керенский, которого она очень любила. Он поселил ее в Зимнем, возил на митинги, привлек к работе Государственного совещания, а она взамен отчаянно агитировала за него и вообще в поддержку Временного правительства. В частности, призывала женщин вступать в женские батальоны смерти.
Однако помощь старушки Керенскому не помогла. Октябрьскую революцию она не одобрила, перебралась в белую Сибирь, однако там возмутилась тем, что в белой армии восстановили звания и погоны, и к моменту ослабления КОМУЧа уехала во Владивосток, откуда перебралась в США, где ее хорошо знали (она с Хаимом Житловским ездила собирать деньги в Америку на революцию).
Позднее транзитом через Францию уехала в Чехословакию, где осела в Ужгороде. Будучи уже весьма пожилой, перешла в Карпаторусскую трудовую партию, где играла существенную роль. Партия выступала за расширение автономии русинов, официальный статус русского языка и была по своей платформе достаточно близка к эсерам.
Брешковская хорошо общалась с одним из лидеров и идеологов карпатороссов Илларионом Цуркановичем, который был редактором партийной газеты «Русская правда». Позднее их партия объединилась в Русский блок с другими русофильскими партиями и набрала на выборах в 1929 году почти 20% голосов.
В последние годы по состоянию здоровья Брешковская отошла от активной политической деятельности. Умерла она в 1934 году в возрасте 90 лет. На ее похороны даже приезжал ее главный любимец Керенский.
Сын Брешковской Николай, оставленный ей на попечение родственников, стал довольно известным журналистом, писателем и сценаристом. Современниками критиковался за «пошлость», «дурной вкус» и «порнографию», однако был одним из самых читаемых и популярных авторов в 10-е годы. Словом, играл примерно ту же роль, что сейчас в современной России играет Дарья Донцова.
После революции перебрался в Польшу, затем во Францию, стал придерживаться ультраправых взглядов, поэтому после прихода к власти Гитлера перебрался в Берлин. Работал в министерстве пропаганды и погиб в 1943 году во время налета британской авиации.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Bitcoin: 1GwGDnUAU1iRubgXhmwmk57QdkYTi5Jso5
Ethereum: 0xfB4578520524ad9aBAc3181Cb1f134Df2A3aA510