13 мая 1919 года началось первое наступление Юденича на Петроград. Оно стало серьезным испытанием для большевиков — белым удалось дойти до Гатчины. И остановили их не столько силы РККА, сколько ряд других факторов.
Юденич был одним из самых успешных генералов Первой мировой войны. Он командовал Кавказской армией, которая в медленной позиционной войне добилась самых очевидных успехов. После революции Юденич на некоторое время был назначен главой Кавказского фронта, но затем отправлен в отставку. После Октябрьского переворота он вынужден был скрываться и только в начале 1919 года сумел по поддельным документам перебраться в Финляндию. Там уже собралась группа эмигрантов, которая провозгласила его лидером Северо-Западных белых. В этом качестве Юденич был признан Колчаком.
В Финляндии генерал пытался добиться поддержки от знакомого по императорской армии Маннергейма, но не преуспел. Юденичу пришлось уехать в Эстонию. Под давлением англичан, поручившихся за эстонскую независимость, эстонцам пришлось нехотя оказать белым поддержку, впрочем, скорее символическую. Тем не менее 13 мая началось наступление Северного корпуса. Силы белых были ничтожны даже по меркам Гражданской войны — чуть более двух тысяч человек и несколько тысяч эстонцев, больше изображавших присутствие. Большевики имели гораздо больше войск, несколько десятков тысяч бойцов — но эти части были растянуты по фронту в несколько сотен километров, и стремительное наступление могло привести к успеху. К тому же в этот период красные воевали отвратительно, и белым отрядам по всей России случалось обращать в бегство десятикратно превосходящего противника. Англичане обещали оказать поддержку с моря.
В Петрограде началась паника, большевики объявили город на осадном положении, рабочие заводов были поставлены в строй, мобилизованные «буржуи» — отправлены рыть окопы.
К началу июня Северный корпус взял Псков, Гдов, Ямбург и подошел к Гатчине. Красные повсюду бежали. На сторону войск Юденича переходили военспецы и недовольные большевиками солдаты, за счет чего удалось немного увеличить численность армии. В надежде на поддержку раньше времени восстал гарнизона форта Красная горка, имевшего важное стратегическое значение. Однако из-за того, что форт не имел непосредственной связи ни с белыми, ни с англичанами, восстание было подавлено кораблями красного Балтфлота, и белые узнали о нем только через несколько дней.
Большевики располагали практически неисчерпаемыми резервами и им удалось достаточно быстро укрепить оборону. Но главной причиной остановившегося наступления белых было не это. Во-первых, немногочисленные белые в результате стремительного наступления слишком сильно растянули фронт. Во-вторых, даже в случае успешного захвата Петрограда им элементарно нечем было кормить население (а ситуация с продовольствием в городе была тяжелейшей). Дело со снабжением Северной армии тоже обстояло печально — союзники не слишком-то стремились помогать белым, лавируя между несколькими сторонами конфликта и отстаивая в первую очередь свои собственные интересы.
В конце июня началось контрнаступление большевиков, которое вынудило белых организованно отступить, оставив захваченные территории к августу. Осенью началось второе наступление Юденича на Петроград, оказавшееся более успешным, но оно закончилось трагически по не зависевшим от генерала причинам. Тогда большевики оказались на волосок от потери столицы, и им пришлось применить по-настоящему экстраординарные меры, которых прежде в России никогда не применяли. Но это уже отдельная история.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг