14 августа 1850 года руководитель амурской экспедиции капитан Невельской поднял русский флаг над основанным им поселением Николаевский пост. С этого дня Россия начала осваивать Дальний Восток.
Амурская экспедиция стартовала в 1849 году, причем ее инициатором был сибирский губернатор Муравьев, а император некоторое время вообще не знал о происходящем. Дальний Восток на тот момент был не то что не освоен — его и представляли себе весьма смутно. Скажем, много спорили о том, чем окажется Сахалин — островом или полуостровом.
Невельской вскоре вернулся в Петербург, где предложил начать колонизацию региона, однако идею сочли малоперспективной (с тогдашним уровнем технологий и транспортной связности можно было с тем же успехом осваивать Мадагаскар). Но капитану разрешили организовать в этих местах зимовье и торговать с местными аборигенами. Он снова отправился на Дальний Восток где, однако, существенно превысил свои полномочия и в конце концов основал на Амуре Николаевский пост, подняв над поселением русский флаг.
Это могло грозить осложнением политической обстановки на Дальнем Востоке. За самоуправство Невельского полагалось разжаловать в рядовые, однако Николаю пришлась по вкусу лихость офицера — император не только не наказал его, но и велел наградить орденом Святого Владимира.
С этого момента отсчитывается история города Николаевск-на-Амуре, который до появления Владивостока был главным русским форпостом на Дальнем Востоке и ключевым российским портом в регионе.
Невельской в итоге дослужился до звания адмирала и умер в 1876 году. Печальная историческая ирония: его внук, Владимир Кукель, стал одним из немногих морских офицеров, перешедших к большевикам добровольно и с первых дней революции. Кукель, в частности, вместе с другими специалистами руководил операцией по затоплению Черноморского флота в 1918 году.
Судьба Николаевска-на-Амуре тоже сложилась непросто. В годы Гражданской войны в городе разместился японский гарнизон. Через некоторое время подошли красные партизаны под командованием Якова Тряпицына. Поскольку японцы поначалу не желали вмешиваться в Гражданскую войну напрямую, они пустили партизан в город в обмен на обещание не преследовать местное население. Разумеется, в городе тут же начались погромы и бессудные казни «контрреволюционеров», и чтобы немного привести красных в чувство, японцы их атаковали. Но оказалось, что японский гарнизон серьёзно уступает партизанам в численности — большевики разбили его и добавили в расстрельные списки местную японскую диаспору.
А дальше случился эпизод, известный как «Николаевский инцидент»: опасаясь японского контрнаступления, Тряпицын решил сровнять город с землей — дома сожгли, жителей выгнали в тайгу, предварительно убив всех неблагонадёжных (и часть партизан, резонно объявивших своего командира сумасшедшим). От города мало что осталось, Тряпицына вскоре расстреляли свои же, а в Москве от дальневосточного Аттилы поспешили откреститься, объявив его анархистом. Впрочем, это не помешало японскому правительству использовать Николаевский инцидент как предлог для масштабной интервенции в Советскую Россию.
Забавный факт: в истреблении жителей Николаевска-на-Амуре среди прочих борцов за народное счастье участвовал Рувим Исаевич Фраерман, друг Паустовского и Аркадия Гайдара. После революции он стал известным детским писателем.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг