4 апреля 1866 года террорист Дмитрий Каракозов совершил покушение на императора Александра II, выстрелив в главу Российской Империи во время прогулки по Летнему саду.
Каракозов, судя по всему, был психически нездоров. Он сам признался, что незадолго до покушения собирался покончить с собой, но потом решил, что не стоит пропадать впустую. Мол, лучше войти в историю, убив царя:
Обстоятельства, предшествовавшие совершению этого умысла и бывшие одною из главных побудительных причин для совершения преступления, были моя болезнь, тяжело подействовавшая на мое нравственное состояние. Она повела сначала меня к мысли о самоубийстве, а потом, когда представилась цель не умереть даром, а принести этим пользу народу, то придала мне энергии к совершению моего замысла.
Весьма любопытно, что на допросе Каракозов утверждал, что намеревался убить царя в пользу некой «константиновской партии», то есть группы людей, желавших свержения и убийства императора Александра в пользу его брата Константина Николаевича, некоторое время назад занимавшего пост наместника Польши. Это очень странно перекликалось с историей 40-летней давности с декабристами и польским наместником Константином. Тем не менее в официальных источниках нет никаких упоминаний о существовании подобной партии, само ее существование объяснено слухами и молвой. Официально считается, что на революционную тропу Каракозова привел двоюродный брат Николай Ишутин.
Каракозов происходил из небогатых мелкопоместных дворян и рос вместе со своим кузеном Ишутиным, который после смерти родителей также воспитывался у Каракозовых. В отличие от Каракозова, который имел проблемы с психикой лишь предположительно, Ишутин был патентованным психопатом и психически больным, что потом ярко проявилось на каторге.
Ишутин организовал несколько революционных кружков, один из которых получил конспиративное название «Организация», а второй с пафосом назвали «Ад». У этих двух кружков были разные цели и разные члены, они даже не должны были знать друг о друге. Членам «Организации» следовало разъехаться по стране и всюду открывать кружки, агитировать крестьян и рабочих в пользу коллективных хозяйств и ассоциаций, и затем на этой почве массы трудящихся должны были выступить на борьбу с капиталом.
Что касается «Ада», то он порожден скорее горячечным сознанием безумца Ишутина. Один из ишутинцев по фамилии Юрасов свидетельствовал:
Общество это должно стоять не только отдельно от «Организации» и не быть ей известно, но его члены обязаны сделаться пьяницами, развратниками, чтобы отвлечь всякое подозрение, что они держатся каких-либо политических убеждений. Члены его должны находиться во всех губерниях и должны знать о настроении крестьян и лиц, которыми крестьяне недовольны, убивать или отравлять таких лиц, а потом печатать прокламации с объяснением, за что было убито лицо.
Кроме того, другие члены «Ада» должны были следить за действиями «Организации» и, в случае ее отклонения от пути, который «Ад» считает лучшим, издаются прокламации, или «Ад» тайным образом предостерегает «Организацию» и предлагает исправиться; если же члены «Организации» не изменят образа действий, то «Ад» наказывает смертью.
4 апреля Каракозов выстрелил в императора в Летнем саду, но промахнулся. По словам свидетелей, руку стрелка в последний момент оттолкнул проходивший мимо мужик, Осип Комиссаров, который позднее был удостоен за это дворянского звания. Однако в оппозиционной среде этому никогда не верили и считали, что Каракозов просто дурак и сам промахнулся.
После задержания Каракозов упорно твердил, что он некий Петров. Однако при обыске в его жилище нашли неудачно порванное письмо к Ишутину. Так через Каракозова и накрыли весь кружок ишутинцев.
Каракозова казнили спустя полгода после покушения. Ишутинцы получили разные сроки заключения. Всех уже через 5 лет перевели с каторги на поселение в Сибирь, а позднее помиловали. За исключением лидера организации Ишутина, которого приговорили к бессрочной каторге.
Выстрел Каракозова пока еще не встретил одобрения в обществе, в котором старых либералов 40-х годов еще не успели сменить озверевшие разночинцы. Лишь единицы поддержали Каракозова, остальных его поступок скорее ужаснул. А среди крестьян вообще возникла популярная версия того, что Каракозова был участником дворянского заговора с целью мести императору за отмену крепостного права.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг