27 июня 1910 года начался второй этап столыпинской аграрной реформы, окончательно закрепивший переход почти всей земли в стране в частную собственность. В этот день Государственная дума приняла законопроект «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».
После отмены крепостного права большая часть земли оказалась в общинной собственности. Вся земля общины была общей собственностью и периодически перераспределялась внутри нее в зависимости от того, сколько в какой семье было работников. С одной стороны, общинное землевладение имело свои плюсы, поскольку было неотчуждаемо. Крестьянин не мог, например, пропить свой надел, проиграть его в карты и вообще потерять. Он даже не мог заложить его, чтобы получить кредит. С другой стороны, это имело и минусы: подобный тип землевладения был далеко не самым эффективным из-за неминуемой чересполосицы, когда один крестьянин хотел выращивать одно, а сосед вынужден был под него подстраиваться. Это существенно тормозило рост урожайности в стране.
К началу ХХ века аграрный вопрос все больше занимал общественность. Практически общим местом как левых, так и правых было принудительное отчуждение оставшихся в государственной или частной собственности земель и их безвозмездная передача крестьянству. На этой платформе стояли все, от эсеров до кадетов. Разница была в том, что эсеры требовали вообще отменить право собственности на землю для всех, тогда как кадеты выступали только лишь за отчуждение земель, оставшихся на балансе государства и императорской фамилии с сохранением общинного землевладения.
Однако чиновники уже тогда понимали, что община тормозит развитие сельского хозяйства. Гораздо более высокую урожайность демонстрировали крупные частные хозяйства. После первой революции 1905 года было принято решение кардинально решить аграрный вопрос раз и навсегда. Выкупные платежи, которые выплачивались в рассрочку несколько десятилетий (впрочем, очень часто крестьяне просто ничего не платили) полностью отменялись. Отныне делалась ставка не на более удобную для управления общину, а на частного собственника.
Локомотивом аграрной реформы стал Столыпин, преодолевавший сопротивление как левых, так и либеральных кругов. В ноябре 1906 года начался первый этап реформы. Он заключался в стимулировании добровольного выхода крестьян из общины и превращения их в частных владельцев земли. Выход из общины существовал и раньше, но как правило это было серьезным шагом, связанным с отъездом из деревни и выходом из крестьянского сословия. Теперь же любой крестьянин по своему желанию мог потребовать перевода своего надела внутри общины в частную собственность. При этом собственность на землю распространялась только на одного человека, а не на всю семью, что вело бы к ее постоянному дроблению на еще более мелкие наделы.
Если крестьянин требовал оформления личного надела, собирался сельский сход, который голосовал по вопросу. Если община не поддерживала этот шаг, крестьянин все равно мог добиться своего, обратившись к земскому начальнику.
Петр Столыпин и его реформы. Часть I: начало карьеры и борьба с революцией
Некоторые государственные земли, согласно закону, подлежали продаже крестьянам исключительно в частную собственность через Крестьянский банк под небольшие годовые проценты.
27 июня 1910 года после многократных обсуждений Государственная дума приняла новый закон, ставший дальнейшим развитием столыпинской реформы и имевший эпохальное значение. Фактически этот закон отменял общинную собственность на землю. Согласно его положениям, общины, в которых еще не было переделов (а таковых было большинство), автоматически превращались в общины с подворным землевладением. То есть собственность общины на землю отменялась, и крестьяне превращались в частных собственников, даже если они не выражали такого желания.
Одновременно резко увеличивалось государственное финансирование агрономической помощи крестьянам, дабы способствовать урожайности участков. Консультации агрономов, всевозможные агрономические курсы щедро оплачивались из бюджета. Всего за 8 лет с момента начала действия столыпинской реформы государственные субсидии на агрономическую помощь выросли в пять раз.
Словом, правительство преследовало две цели этой масштабной и по-настоящему революционной и меняющей уклад реформой. Во-первых, создать среди крестьян зажиточный слой собственников, этакий средний класс, прочно стоящий на земле и не ведущийся на революционную пропаганду «отнять и поделить». Во-вторых, за счет укрупнения единоличных хозяйств, стимулирования внедрения новых технологий повысить эффективность сельского хозяйства в стране.
Реформа не ограничивалась только разрушением общины, ее составными частями были и распространение земледельческих знаний и культуры, льготное кредитование мелких и средних собственников (что превратилось в государственную программу), а также окончательное вытеснение помещичьего землевладения на обочину. Большая часть помещиков в новых условиях уже не могла вести конкурентоспособное хозяйство и продавала свои участки крестьянам. К моменту революции помещичье землевладение превратилось в анахронизм, по самым оптимистичным подсчетам лишь около 10% земли в стране принадлежало помещикам (хотя революционная пропаганда, разумеется, переворачивала ситуацию с ног на голову).
Столыпинская реформа была рассчитана на очень длительную дистанцию, она только начинала разворачиваться к моменту революции, но была свернута после нее в пользу новых экспериментов, куда более причудливых и жестоких.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг