12 августа 1904 года родился Алексей Николаевич — наследник русского престола и единственный сын Николая II.
У молодого русского императора была большая семья. В браке с Александрой Федоровной всего за шесть лет родилось четверо детей. И все девочки. Ситуация становилась несколько тревожной — с николаевских времен уже сложилась традиция передачи престола по наследству, от отца к сыну.
Наконец, 12 августа (30 июля по старому стилю) 1904 года произошло долгожданное событие. В императорской семье родился пятый ребенок — мальчик. Он был наречен Алексеем. Но радость скоро была омрачена неприятным событием. У двухмесячного младенца открылось кровотечение из пупка. Выяснилось, что младенец унаследовал от матери неизлечимую болезнь — гемофилию.
Британская королева Виктория — бабушка Александры Федоровны, оказалась носительницей этого заболевания. Гемофилия — мужская болезнь, но наследуется она по материнской лини. То есть женщины являются ее носительницами, но сами от нее не страдают (за всю историю наблюдений известно лишь несколько случаев болезни женщин).
Существует распространенное заблуждение, что при гемофилии человек истекает кровью при любой царапине. Но это не так. Опасность представляют только серьезные раны, хирургические операции и сильные ушибы, способные вызвать внутреннее кровотечение. Самым опасным считается детский возраст, поскольку подрастающий организм еще недостаточно силен, к тому же дети ведут очень подвижный образ жизни. Синяки и царапины — постоянные спутники детства.
Если детство проходило без происшествий, то продолжительность жизни больного не сильно уступала здоровым людям. Например, страдавший гемофилией кузен цесаревича принц Вальдемар Прусский умер в возрасте 56 лет. Он прожил бы и дольше, но в мае 1945-го американцы заняли город, в котором он находился, и забрали все запасы крови для лечения раненых. Вальдемар не смог получить необходимую помощь и скончался.
Еще одно популярное заблуждение гласит, что о болезни наследника престола знала каждая бродячая собака. Это ложь — недуг Алексея был тайной. В 1912 году он ушиб бедро в лодке, из-за чего началось внутреннее кровотечение. Несколько дней цесаревич находился на грани жизни и смерти. Поскольку вопрос о здоровье престолонаследника являлся государственным, в «Правительственном вестнике» регулярно публиковались бюллетени о его самочувствии. Однако даже тогда о гемофилии ничего не сообщалось. О ней могли догадаться только специалисты по косвенным признакам, описываемым в этих сводках.
Также известен миф, будто лечил наследника сам Распутин. Так и пишут, мол, медицина была бессильна, а старец по телеграфу гипнотизировал императрицу, давал ей установку на позитив, ее состояние улучшалось и биоэнергетика передавалась сыну. Большой вклад в этот миф сделал иеромонах-расстрига и агент всех разведок Илиодор (Труфанов). Тот самый, который сфальсифицировал полупорнографическую переписку императрицы с Распутиным и распространял ее через Гучкова. В книге «Святой чортъ» он писал об отношениях Распутина и императорской четы, якобы по секрету поведанных ему архимандритом Феофаном:
Государь, государыня с наследником на руках, я и он сидели в столовой во дворце. Сидели и беседовали о политическом положении в России. Старец Григорий вдруг как вскочит из-за стола, как стукнет кулаком по столу. И смотрит прямо на царя. Государь вздрогнул, я испугался, государыня встала, наследник заплакал, а старец и спрашивает государя: «Ну, что? Где екнуло, здеся али туто?» — при этом он сначала указал пальцем себе на лоб, а потом на сердце. Государь ответил, указывая на сердце: «Здесь, сердце забилось!» «То-то же, — продолжал старец, — коли что будешь делать для России, спрашивай не ума, а сердца. Сердце-то вернее ума!» Государь сказал: «Хорошо», а государыня, поцеловав его руку, произнесла: «Спасибо, спасибо, учитель».
Некоторые люди особого склада ума принимают это за чистую монету и по сей день. Ну а что, экстрасенсорика, почему бы Распутину не лечить цесаревича по телеграфу?
Однако официальные документы подтверждают скучный факт: цесаревича лечили лучшие врачи того времени, без всякой магии. Во-первых, это был лейб-медик Боткин. Во-вторых, лейб-педиатр Раухфус (один из самых знаменитых педиатров того времени). Когда в 1912 году цесаревич ушибся и его состояние стало очень тяжелым, в Спалу, где тогда находилась семья, прибыли хирурги Федоров и Деревенко. Сохранились и документы о выплате гонораров врачам, а также о зачислении Федорова и Деревенко в лейб-хирурги. Про Распутина — ни слова.
До сих пор остается загадкой вопрос об отречении Николай за себя и за сына. Мы писали об этой абсурдной череде решений. Объяснить путаницу можно так: среди заговорщиков изначально были как сторонники конституционной монархии, так и сторонники республики. Первые планировали возвести на декоративный императорский престол цесаревича, при этом власть переходила к правительству, формируемому Госдумой. Но вскоре взяло верх второе течение. Республиканцы силой вынудили императора отречься еще и за сына — в пользу Михаила Александровича. Они прекрасно понимали, что тот был исключен из линии престолонаследия в связи с морганатическим браком и его легко будет заставить отречься от престола. К тому же он взрослый и не особо популярный мужик, не имеющий прав на престол, а Алексей Николаевич — красивый юноша с безупречной репутацией и легитимностью. Заставлять отрекаться и его было уже как-то слишком неудобно. Поэтому и понадобилась клоунада с внезапным переотречением, которое позднее объяснили «нахлынувшими отцовскими чувствами».
Алексей Николаевич вместе с семьей был отправлен сначала в Тобольск, затем в Екатеринбург. В Сибири он вновь серьезно заболел, но в Екатеринбурге пошел на поправку, что свидетельствовало о хорошем здоровье, все же качественную медицинскую помощь в глуши было получить сложнее, с учетом правового статуса пленников. Тем не менее, полностью он не оправился до самой гибели. И когда семью выводили на расстрел в подвале Ипатьевского дома, Алексея нес на руках отец.
В 20-е годы распространилась легенда о несметном золоте Романовых, якобы хранившемся в европейских банках. Один за другим стали появляться люди, выдававшие себя за чудесно спасшихся Анастасию и Алексея (они были младшими по возрасту в семье и несовпадения во внешности можно было объяснить процессами взросления). Одних только лже-Алексеев объявилось под сотню. Они рассказывали самые невероятные истории спасения, но в отличие от лже-Анастасий (одной из них — Анне Андерсон, даже удалось добиться расположения некоторых членов императорской фамилии) успехов не добились.
Останки Алексея и Анастасии не были обнаружены в захоронении царской семьи, поэтому в 90-е годы вновь ожила легенда об их чудесном спасении. В 2007 году некие останки были обнаружены в отдельном захоронении в нескольких десятках метров от основного. Генетические экспертизы вроде бы подтвердили их принадлежность к семье Романовых, однако этому воспротивилась церковь, отказавшаяся их признавать. По этой причине они до сих пор не преданы земле и хранятся в Новоспасском монастыре.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг