14 августа 1914 года появился первый русский герой Великой войны. Небольшой разведотряд из 4 казаков под командованием Козьмы Крючкова разгромил кавалерийский дозор немцев из 27 человек. За подвиг Крючкова наградили Георгиевским крестом.
Потомственный донской казак Козьма Крючков родился в одной из донских станиц в 1890 году. Он происходил из семьи старообрядцев. Когда подошел срок призыва, он поступил на службу в казачий полк. К началу Первой мировой войны Козьма уже успел прослужить три года и имел звание приказного — первый чин в казачьих войсках, примерно равен званию ефрейтора в пехоте.
Полк Крючкова наступал на Восточную Пруссию. В первые дни августа 1914 года Козьма с тремя казаками наткнулись на немецкий кавалерийский дозор. Немцев было много — 27 человек. Началась отчаянная рукопашная схватка. Сам Крючков оказался в окружении 11 немцев, которые пытались сбросить его с лошади. Немцам удалось выбить у него из рук винтовку, пришлось работать шашкой. Свалив нескольких немцев, он забрал у одного из них пику и дальше орудовал уже ей.
По итогам короткого боя четверо казаков разметали врага. Лишь трое немцев уцелели и бежали. Остальные были убиты. Из них 11 человек были на счету Крючкова. Бравый казак и сам был изранен — нашли 16 ран, в основном колото-резаных. Современники отмечали, что Крючков не казался богатырем, но был очень ловок и вынослив, это и помогло в стычке.
Отлежавшись несколько дней в госпитале, казаки вернулись в строй. 14 августа 1914 года Крючков и его товарищи были награждены Георгиевскими крестами. Это было первое вручение данной награды с начала войны. В церемонии участвовал лично генерал Ренненкампф. Как первый герой войны, Крючков обрел почти былинную славу. О его подвиге писали газеты и журналы. Печатались его интервью и большие портреты. Рисовались бесчисленные патриотические лубки. Лихой казак Крючков красовался даже на коробках с конфетами. Восторженные дамы, видевшие его фотографию с буйными кудрями, присылали ему письма со всей страны. Правда, к тому моменту он уже был женат.
Слава надолго пережила самого казака. Он упоминается в «Тихом Доне», портрет Козьмы встречается в «12 стульях». В 20-е годы память о Крючкове еще можно было списать на силу инерции. Но даже спустя почти 40 лет после его гибели его вспоминал Хрущев, выступая с разоблачением культа личности Сталина:
Сталин очень усиленно популяризировал себя, как великого полководца, всеми способами внедрял в сознание людей ту версию, что все победы, одержанные советским народом в Великой Отечественной войне, являются результатом мужества, доблести, гения Сталина и никого больше. Как Кузьма Крючков — сразу на пику 7 человек поднимал.
Крючков стал суперзвездой своего времени. Вплоть до революции газеты и журналы регулярно сообщали обо всех событиях в его жизни: о новых наградах, о продвижении по службе. Когда прошел слух, что лихой казак погиб, газеты успокаивали: наш герой с нами, не верьте сплетням.
Козьма пробыл на фронте до самого конца войны. За это время он успел дослужиться до звания подхорунжего — это самый старший унтер-офицерский чин.
После возвращения домой Крючков примкнул к знаменитому казачьему Вешенскому восстанию, заняв сторону белых. Однако этот конфликт он уже не пережил. 18 августа 1919 года он погиб в бою в Саратовской губернии.
Память о первом герое Великой войны еще долго жила в СССР. Этому не помешало ни белогвардейское прошлое казака, ни осуждение войны как «империалистической».
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг