7 сентября 1812 года состоялось Бородинское сражение. Оно поставило новый рекорд кровопролитности среди всех однодневных битв того времени.
Битве суждено было стать решающим сражением войны. Русская армия отступала и маневрировала уже в течение трех месяцев, избегая сближения и выжидая удобного момента. Такую тактику выбрал Барклай-де-Толли, чтобы скопить силы и не ввязываться в драку с превосходящими силами противника. За эту осторожность аристократические и военные круги высказывали ему свое недовольство. К слову, формально Барклай-де-Толли не был главнокомандующим, а только генералом от инфантерии одной из армий. Общее руководство осуществлял император, но тот часто отлучался и дал право Барклаю командовать от своего имени.
Когда отступавшие русские корпуса подошли вплотную к Москве, главнокомандующим армией назначили Михаила Кутузова. От него ждали яростного натиска и скорейшего генерального сражения, но полководец продолжил линию Барклая — отступление к Москве продолжилось.
Наконец, возле деревни Бородино, тогда находившейся примерно в 125 километров от Москвы, решили дать генеральное сражение. Император прямо приказал — не допустить приближения неприятеля к городу.
Замысел Кутузова заключался в следующем — сознательно ослабить фланг, где располагались войска Багратиона, и сильно укрепить центр и правый фланг, который защищала армия Барклая-де-Толли. Французов требовалось заманить в ловушку, чтобы они ударили по левому флангу, а затем русские резервы нанесут мощный удар во фланг уже самим французам.
Наполеон также планировал мощным ударом сокрушить левый фланг, зайти в тыл и прижать русскую армию к реке. Дабы запутать соперника, французы намеревались организовать несколько отвлекающих атак на других направлениях, в частности, на деревню Бородино, находившуюся в центре русской обороны.
Утром 7 сентября после артиллерийского обстрела дивизия Дельзона совершила стремительную атаку на Бородино, которое оборонял лейб-гвардии егерский полк. Гвардейцы оборонялись около часа и отступили за реку. Французы погнались за ними, но были опрокинуты.
Тем временем дивизии Компана и Дессе атаковали Багратионовы флеши. Со второй попытки французам удалось овладеть южным укреплением, но фланговая контратака кавалерии отбросила их. Третья атака началась после усиленной артподготовки гораздо большими силами. На этот раз французам удалось овладеть всеми тремя флешами. Но подоспевшие резервы выбили французов из укреплений. Во время этой контратаки был убит картечью генерал-майор Тучков. Жюно попытался зайти с тыла, но был остановлен сильным огнем артиллерии.
В это время разворачивалось сражение за Утицкий курган, где ополченцы, небольшая часть казаков и пехотинцы генерал-лейтенанта Тучкова (брата погибшего на флешах генерал-майора) противостояли полякам Понятовского. Последним удалось овладеть курганом, но русские войска провели успешную контратаку и отбили его. Правда, в сражении погиб второй Тучков. Точнее, он был тяжело ранен и через несколько дней скончался.
Тем временем Наполеон собрал колоссальные силы для очередной атаки. В ней участвовало более 40 тысяч солдат и большое количество артиллерии. Войска Багратиона численно уступали атакующим. Завязалась отчаянная рукопашная схватка. Во время одной из контратак был тяжело ранен в ногу сам командующий армией Багратион. Осколок ядра раздробил большеберцовую кость, и генерал не мог принимать участия в сражении. Через 17 дней он умер от последствий ранения.
Лишившись командира, армия Багратиона стала поддаваться натиску французов и в конце концов отступила. Также был оставлен Утицкий курган. После полудня флеши остались за французами.
Теперь главным направлением французского удара стала батарея Раевского. Она уже подвергалась утренним отвлекающим атакам корпуса Евгения Богарне. Причем ситуация уже тогда была весьма опасной, Кутузову пришлось задействовать резервы и все равно французам удалось пробиться к редутам. Однако они были перебиты благодаря контратаке, в которой участвовали два знаменитых генерала — Ермолов, будущий усмиритель Кавказа, и Паскевич — будущий фельдмаршал. Результатом контратаки стало не только возвращение батареи, но и пленение генерала Шарля Бонами. Однако с русской стороны погиб генерал-майор Кутайсов. Потери русской армии были велики, и если бы Наполеон ударил в этот момент, оборона, вероятно, была бы сметена.
Для выигрыша времени на перегруппировку сил Кутузов отправил казаков Платова и Уварова в тыл к французской армии. Рейд легкой конницы должен был отвлечь французов и выиграть время. Казаки не нанесли неприятелю серьезного ущерба, но отвлекли часть сил.
За это время центр русских позиций был усилен за счет войск, остававшихся на правом фланге. В три часа дня началась новая атака на батарею. Кирасиры генерала Коленкура атаковали первыми и понесли большие потери. Погиб и сам Коленкур. Но их атака сумела отвлечь на себя обороняющихся. В это время с фланга ударили войска Богарне, которые смогли вытеснить русских с батареи. При этом в плен попал генерал Лихачев.
На левом фланге Понятовский все еще пытался сокрушить армию Багратиона, которую возглавил уже Дохтуров. Но его атаки не принесли успеха. На всех остальных направлениях серьезных стычек больше не было, лишь артиллерия била по противнику. Наполеон не стал выводить гвардию из резерва, решив, что оборона русских войск еще достаточно крепка.
Вместо этого обе стороны стали готовиться к продолжению на следующий день. Однако ночью Кутузов, оценив расклад сил, решил отступить к Можайску.
Историки до сих пор спорят о количестве войск на поле боя и потерях. Цифры сильно разнятся. Подсчеты трудно вести, поскольку в русской армии не учитывались казаки и ополченцы, а французы потеряли большую часть архивов во время мытарств по России. Однако тот факт, что русские понесли большие потери, не оспаривается большинством специалистов.
По горячим следам каждая из сторон заявила о своей победе. Но все еще нет единого мнения на этот счет. В сталинское время, например, Бородинское сражение считалось триумфальной победой. Сегодня историки считают, что на поле боя, тактически, победил скорее Наполеон, захватив флеши и батарею. Но своих целей французы так и не достигли, при этом потеряли достаточно живой силы, а уверенного поражения русским так и не нанесли. Чаще звучат компромиссные оценки — при условной тактической победе Наполеона на поле боя в итоге вышла ничья, так как стратегически битва не повлияла на исход войны.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг