Русский календарь: 26 сентября 1945 года. Умер отец русского кино Александр Ханжонков

26 сентября 1945 года умер отец русского кино Александр Ханжонков. В дореволюционную эпоху он был главным киномагнатом страны. По сути, он олицетворял кинематограф той эпохи, бо́льшая часть сколько-нибудь значимых и популярных фильмов того времени была создана при его непосредственном участии.

Ханжонков родился в 1877 году в казачьей семье, отец был сотником Войска Донского, сам он также начинал военную карьеру и после окончания казачьего юнкерского училища в Новочеркасске был выпущен в Донской 1-й казачий генералиссимуса князя Суворова полк, дислоцировавшийся в Москве.

Ханжонков провел на службе почти 10 лет. С началом революции 1905 года он выхлопотал отставку по состоянию здоровья и решил заняться бизнесом. В то время популярность набирало модное заграничное поветрие — кинематограф. Но все фильмы, демонстрировавшиеся в России, были зарубежного производства. Ханжноков решил это исправить. Полученное выходное пособие он потратил на приобретение оборудования и через несколько месяцев создал торговый дом «Ханжонков и Ко», со временем ставший главной русской кинофабрикой.

Ханжонков был нацелен именно на создание своего контента, а не на прокат зарубежных фильмов. Некоторое время ушло на поиски команды. Профессии «кинорежиссер» в стране не было, а театральные режиссеры смотрели на кино свысока.

В итоге Ханжонков поверил в Василия Гончарова, хотя биография его не располагала к доверию. Несостоявшийся и неудачливый драматург, чьи пьесы отклоняли почти все театры, вдобавок еще и побывавший в психбольнице после расставания с женой. Гончаров имел неудачный опыт сотрудничества с другим пионером русского кино, Дранковым, который взял его сценарий для своего первого художественного фильма (он опередил Ханжонкова буквально на несколько месяцев), но не заплатил, и в итоге они судились по поводу нарушения авторских прав.

В итоге Гончарова подобрал Ханжонков, который доверил ему режиссерское кресло. Первые несколько лет Гончаров был режиссером всех художественных фильмов Ханжонкова. В том числе и знаменитой «Обороны Севастополя» — первого в истории русского кино полнометражного фильма. Картина получила высочайшую поддержку, в массовке было задействовано огромное количество статистов, а фильм демонстрировался под аккомпанемент настоящих выстрелов в батальных сценах (за кулисами палили холостыми).

Ханжонков умел находить таланты. Именно он нашел Владислава Старевича — выдающегося аниматора, который оставил весьма значимый след в истории мультипликации и был одним из немногих русских творческих деятелей, кто и после революции был востребован в эмиграции не меньше, чем в России.

Также Ханжонков нашел и раскрутил Ивана Мозжухина — главную звезду дореволюционного кино. Звезды ведущих театров в кино сниматься не хотели, так что Ханжонкову приходилось искать таланты в провинциальных театрах или третьестепенных столичных, а также в частной антрепризе.

Старевич и Мозжухин

К моменту революции Ханжонков уже однозначно считался главным и самым маститым кинодеятелем. Однако его попытки создания русского Голливуда провалились из-за политических перемен в стране. В итоге из намеченных проектов (кинофабрики в Москве и Ялте, а также фабрика по производству киноаппаратуры) до революции удалось закончить только первый.

Заставка, которая открывала фильмы производства ателье Ханжонкова и кинотеатр Ханжонкова на Триумфальной площади (фото 1920-х годов)

На протяжении всей карьеры у Ханжонкова были влиятельные конкуренты. Их вражда с Дранковым была столь красочной, что достойна стать сюжетом для фильма. Достаточно сказать, что они всеми силами стремились навредить друг другу. Например, Дранков, узнав о съемках фильма на фабрике Ханжонкова, решил снять фильм с одноименным названием и снять его таким плохим, чтобы зрители не ходили на фильм конкурента (думая, что это тот же самый), а прокатчики не брали копий. Но Ханжонков узнал про диверсию, задуманную конкурентом, и успел выпустить фильм в прокат раньше.

Дранков и Ханжонков начинали почти одновременно, при этом первый был известным фотографом, а второй — отставным казаком. Поначалу Дранков сумел опередить конкурента и на несколько месяцев раньше снять первый в истории русского кино художественный фильм, однако позднее Ханжонков вырвался вперед. Но Дранков оставался сильным конкурентом вплоть до самой революции.

Революция погубила обоих. Ханжонкова даже в большей степени. Обе его кинофабрики были национализированы. Московская стала базой для Мосфильма, а ялтинская — для Ялтинской киностудии. Ханжонков продолжал снимать фильмы в белом Крыму, но в конце концов эмигрировал вместе с армией.

Развернуться в эмиграции не получилось — не было денег. В итоге в 20-е годы, на волне НЭПа, Ханжонков по приглашению одной из фабрик вернулся в СССР. Однако большевики не доверяли дореволюционным деятелям, считая их кино слишком развлекательным и попсовым, поэтому практически никто из них карьеры в красной России не сделал (достаточно сказать, что день кино до сих пор отмечается по дате первого советского фильма, словно дореволюционного кино вообще никогда не существовало). Не стал исключением и Ханжонков, которому так и не позволили работать в кино, и он влачил полунищенское существование. Лишь после многочисленных писем наверх ему все же стали платить пенсию, на которую он и жил. В последние годы Ханжонков тяжело болел и умер 26 сентября 1945 года в возрасте 68 лет.

Фильм ателье «А. Ханжонков и Ко»

Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг