Небесно-голубой воришка: как «Первый канал» обидел питерских художников

Как известно, художников, тем более современных, в России не любят, не уважают и пытаются в лучших традициях неоГУЛАГа (и в его лингвистических терминах) «загнать под шконку». Общественное порицание, репрессивные законодательные инициативы, насаждаемый властью культурный обскурантизм – казалось, выдумать что-то новое при всей фантазии уже нельзя. Но, так как мы живем в по-настоящему волшебной стране, в которой возможно все, судьба преподнесла русским художникам еще один подарок, отобрав у них последнее, что только можно отобрать – авторские права на собственные произведения. На этот раз не повезло питерской арт-группе Doping-Pong, по нашему скромному разумению, самому крутому современному художественному коллективу во всей России, известному, в частности, своими смелыми работами из таинственной области «русского идеального».

tumblr_mrsezbDBka1sqztn9o1_1280

Злым гением «Допингпонга» стала одна из ипостасей нашего доброго государства – «Первый канал». В течение месяца «Первый» использовал картину DP «Салют» в качестве центральной заставки программы «В наше время», без какого-либо на то разрешения. После того, как факт кражи был обнаружен, лидер «Допингпонга» Дмитрий Мишенин попросил разъяснения о ситуации, но «Первый» от комментариев демонстративно отказался. То есть, от господ, по большому счету, требовалось просто указать авторство, но они решили встать в позу и неправоты своей не признавать. После нескольких безуспешных попыток связаться с каналом и разрешить ситуацию миром, питерские художники решили дело просто так не оставлять, сделали экспертизу и подали на «Первый канал» в суд. Первое заседание по делу состоялось сегодня в Останкинском суде Москвы. Как ожидается, разбирательство будет долгим и — учитывая особенности нашего правосудия — вполне может закончиться победой заранее известно какой стороны.

unnamed

Кому-то этот инцидент может показаться несущественным, мол, ситуация совершенно типична для нашей печальной страны, и никакого другого развития событий быть не могло. Но здесь есть один интересный момент.

В феврале этого года, как могут помнить наши читатели, «Первый канал» бесцеремонно использовал отрывки из  текста главного редактора S&P Егора Просвирнина об открытии Зимней Олимпиады в Сочи, скопировав целые пассажи и озвучив их в федеральном эфире в итоговой воскресной программе. Без каких-либо ссылок на «Спутник и Погром», понятное дело. Но после того, как мы поделились своим праведным возмущением, ведущая Ирада Зейналова факт плагиата и нарушения авторских прав признала и принесла нам публичные извинения, о которых написало позже множество новостных сайтов. Соответственно, никаких претензий или судебных исков мы предъявлять  в отношении внезапно посовестившейся Зейналовой или ее телекомпании не стали: винную голову меч не сечет.

Так же мирно, вероятно, закончилась бы история «Первого» и «Допингпонга», если бы главный канал России просто признал свою ошибку, извинился и выплатил законную компенсацию, но, видимо, количество совести, выдаваемое Эрнстом своим подчиненным на сезон, столь микроскопически мало, что после извинений московским блоггерам слов раскаяния для честных питерских художников уже не нашлось. Это печально и грустно. Ведь только казалось, что появились какие-то минимальные признаки превращения хардкорного «вора и жулика» в хотя бы формально вежливого хулигана, но ГУЛАГ снова победил, и «чего вообще эти гниды интеллигентские из-под шконки развыступались».

Со своей стороны мы, конечно же, глубоко порицаем столь хамское обращение с лучшими представителями современной русской интеллигенции и призываем «Первый канал» все-таки повести себя по-джентльменски и не превращать начавшееся сегодня судебное разбирательство в цирковую демонстрацию собственной глупости и жадности. При сотнях миллионов долларов дохода, огромных бюджетах, и – самое главное – претензии на роль какого-никакого парадного «лица» режима, стыдно вести себя как распоследний воришка из пригородной электрички, расписываясь не только в своем идеологическом бессилии (это додуматься надо — воровать для оформления советской программы работу русских художников!) но и неэтичном профессиональном поведении, требующем уважать копирайт хотя бы пост-фактум, после обращения правообладателя.

Стыдно и низко.