Почему современные экшн-игры расчитаны на подростков и инфантильных взрослых? Потому, что вы там главный герой, от вас всё зависит, подставьте пузико, мы будем расчесывать ваш нарциссизм весь вечер напролет. Ути мы мир спасли, ути мы какой молодец! Почему стратегии Paradox, и, в частности, новая Europa Universalis IV — для взрослых? Потому что в них от вас мало что зависит. Вы можете не притрагиваться к мышке, просто включить игру, откинуться на спинку кресла и наблюдать, как рождаются и гибнут государства, как идут войны, как испанцы с португальцами открывают Новый свет, а отоманы — штурмуют Вену. Затем кто-нибудь из соседей заинтересуется вашим маленьким царством, и игра закончится.
Потому, что наибольшее удовольствие от этих игр получают люди с нефиктивным образованием, для которых названия племен и государств на карте не пустые звуки, а целые тома исторической литературы с описанием конфликтов, драм, взлетов и падений. Ведя русские войска в поход на крымчаков, из последних сил пытаясь взять Полоцк, дрожа под натиском коалиции балтийских государств, наблюдая вступление в войну Ливонского ордена при попытке захвата Новгорода или же в первый раз, уже после вестернизации, побеждая шведов, взрослый человек получает колоссальное удовольствие от происходящего, поскольку память и воображение разворачивают дергающиеся фигурки на экране в эпические картины эпических битв. Человеку же невзрослому (или взрослому из низших социальных классов, путающему Гегеля с Бебелем) скучно, он видит лишь скелет игрового механизма, так и не обрастающий мясом исторического контекста (хотя в EU IV множество уникальных исторических событий, привязывающих ваш игровой опыт к историческому опыту конкретной страны).
Впрочем, и игровая механика EU IV рассчитана на взрослых людей — побеждают здесь те, кто умеет ждать, умеет экономить, умеет сберегать силы, деньги и нервы для единственно верного удара в единственно верный момент. Основа механики — система трех ресурсов (административные очки, военные очки и дипломатические), которые вы получаете в зависимости от административных, военных и дипломатических качеств монарха (или главы республики). Кроме того, можно нанять дорогостоящих советников, которые добавляют скорость прироста очков, но выгребают бюджет подчистую. За очки строятся здания: увеличивающие «живую силу» казармы очевидно требуют траты военных очков (и денег), торговые порты — дипломатических, а администрация покупает производственно-налоговые постройки. За очки открываются новые технологии, резко улучшающие вашу жизнь. За очки покупаются национальные идеи, дающие приятные, а иногда и необходимые бонусы (так, без полного развития группы идей «Экономика» вы не сможете бороться с инфляцией, повышающейся всякий раз, когда вы берете займ или вводите военные налоги). За очки обустраиваются захваченные провинции: в них создаются «ядра» (пока провинция не ваша коренная, она приносит множество пенальти, отражающих неспособность вашего бюрократического аппарата справиться с новыми территориями) и меняются культуры (в государстве «Россия» представители культуры «кавказцы» склонны бунтовать, танцевать лезгинку и собираться в толпы по 10-20 мятежных юнитов), поднимается пресловутая путинская «стабильность» (дающая множество бонусов), снимается «усталость от войны» (жизненно важная при продолжительных конфликтах).
Таким образом, с самого начала EU IV вы оказываетесь в суровом взрослом мире: очков мало, хочется всего и сразу, непонятно, то ли застраивать Когалым тренировочными полями, то ли исследовать мушкетеров, то ли продвигать набор идей «Аристократический», снижающий стоимость кавалерии. Верный выбор вам поможет сделать ваше стратегическое мышление — вы ведь стратег, планирующий развитие государства наперед (при этом от многих ошибок вас может уберечь знание истории — достаточно вспомнить, чем кончился поход Ивана Грозного, чтобы отказаться от мысли лезть в Прибалтику и переключиться на Казань). Ваши решения критически важны, причем кроме очевидных выборов (понятно, что России не особо нужна «морская» ветка), есть и менее очевидные выборы (оборонительную или наступательную ветку выбрать? Или обе сразу? Но на исследования тогда ничего не останется…).
Впрочем, что бы вы ни выбрали, первые партий 10 вы проиграете. Рано или поздно. В EU IV реализован очень хитрый механизм, заставляющий соседей сбивать против вас коалиции, когда ваше государство начинает слишком уж расширяться. Едва вы выбьетесь из крошечных государств в государства средние, как выяснится, что вы рано радовались — ваша экспансия привлекла внимание сильных мира сего, и потому ждите гостей, приготовившись биться не на жизнь, а на смерть. Что самое обидное — это абсолютно исторично, вспомните безумное количество европейских коалиций против того же Наполеона. EU IV учит, что звание «император» — это не тещащий самолюбие титул, а атаки со всех сторон и половина Земного шара во врагах. Добро пожаловать в реальный мир!
Более того, когда вы наконец отобьетесь, вы обнаружите, что ваша Российская Империя вместе с Сибирью выглядит довольно бледно на фоне остальных европейских держав с их колониальными империями, где один островок в Карибском море приносит половину вашего годового дохода. Надо интриговать, надо ломать ход партии, надо переворачивать стол и бить шахматной доской по голове оппонентов, стравливая их между собой, развязывая мировые войны, и играя уже не сколько на расширение своей вотчины, сколько на сдерживание чужой экспансии. Новые и новые победы, которые оборачиваются новыми и новыми проблемами и задачами — все как в жизни, где чем выше вы забрались, тем больше у вас врагов.
Наконец, EU IV принципиально не указывает, что вам делать. У вас есть целый мир (вы вольны выбрать любую страну, хоть империю Ацтеков), развивающийся по своим законам, и это исключительно ваше решение на кого нападать, с кем дружить и чего добиваться, игра лишь ведет подсчет очков, пока вы стараетесь воссоздать реальную историю или, наоборот, построить русскую колониальную империю в Африке. Если вы хорошо знаете историю, то вопрос «Чем бы заняться, став королем Англии» для вас не стоит, если же вы историю знаете скверно, то будете тыкаться по соседям-окрестностям, как слепой котенок (результат, впрочем, может получиться весьма забавным). В любом случае, как и в реальной жизни, в EU IV критерии победы и поражения выбираете исключительно вы, главное здесь не «победить», а получить удовольствие от красивой партии, которую потом взахлеб можно пересказывать друзьям («Беру я тут такой Лондон, и что ты думаешь? Испанская Армада! Прямо из-за поворота появляется! А у них же Реформации не было, они же еще единоверцы…»).
Если вы никогда не играли в стратегические игры, то EU IV — умный и захватывающий проект, который идеально подойдет в качестве вашей первой игры (главное — никуда не спешить, читать все подсказки и руководствоваться хотя бы базовым пониманием исторических процессов в реальной Европе). Если же вы играли во все стратегические игры, то EU IV — лучший на данный момент проект Paradox, в котором почти убрали весь микроменеджемент, оставив вас заниматься лишь ключевыми решениями.
Europa Universalis IV — это оживший учебник истории, на страницах которого вы можете кропотливо выписывать историю реальную, или же плюнуть на всё и удариться во все тяжкие, с Семеновским полком, давящем бунт покоренных индейцев Майя. Несомненно, что ни один современный интеллектуал не имеет права оставить этот великолепный проект без внимания.
В качестве примера возможностей EU IV разработчики-шведы сделали трейлер про Великую Шведскую Империю с колониями в Африке и Америке.