Любое сравнение Российской Империи и Советского Союза по каким-то индустриальным, экономическим, даже социальным показателям всегда немножко игра в поддавки, игра ума, когда люди соглашаются дебатировать по второстепенным вопросам (видели бы вы огромные, на десятки страниц дискуссии про темпы железнодорожного строительства в РИ и СССР! За каждый проложенный километр бьются и с той, и другой стороны, не щадя себя!), отказываясь от обсуждения главного. А главное в вопросе сравнения Империи и Союза очень просто.
Российская Империя была типичной европейской конституционной монархией, с парламентом, независимым судом, широчайшим самоуправлением, институтом частной собственности и рыночной экономикой. Ближайшие родственники Российской Империи — континентальная Германская Империя и Австро-Венгерская Империя, близость путей развития и базовой государственной структуры доходила до того, что Вильгельм II был двоюродным братом Николая II (другой двоюродный брат Николая — Георг V, король Англии).
Советский Союз же был типичной азиатской коммунистической диктатурой, с жесткой однопартийной системой, фигурой вождя-диктатора, плановой экономикой, мощным репрессивным аппаратом, массовыми репрессиями против образованных слоев, ускоренной индустриализации, проводившейся насильственными методами, и т.д. и т.п. Ближайшие родственники Советского Союза: Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Демократическая Кампучия, Социалистическая Республика Вьетнам. Во всех этих странах мы найдем и колхозы, и обилие великих кормчих, и ярое антизападничество, и массовые расстрелы «вредителей и контрреволюционеров», и прочие узнаваемо советские черты, вплоть до плакатов про «пятилетку за три года».
В этом, в различии между Европой и Азией, и суть различия между Империей и СССР, различия, совершенно не описываемого в экономических терминах. ВВП Китая намного больше ВВП Германии, но русские люди почему-то массово уезжают жить в Германию, и совершенно не рвутся в Китай (не говоря уже о Северной Корее). Поэтому любую более-менее подробную дискуссию о РИ и СССР, не затрагивающую цивилизационной основы этих государств, мы считаем профанацией. Отсюда же и наш пиетет перед Империей, объяснимый не ностальгией, не тоской по мощи и державности, а желанием вернуться обратно в наш общий европейский дом, с осознанием того, что Империя была неотъемлемой частью этого дома, и выведением терзающих наше Отечество пороков (главный из которых — полное бесправие) именно из специфических особенностей азиатского советского государства.
Мы не имеем ничего против Азии, но выбирая между Берлином и Пхеньяном, мы выбираем все-таки Берлин, который был для нас практически родным вплоть до 1917 года (сколько там было царей из немцев?). «Державность» же и прочие громкие слова — это лишь приложение к главному, к европейской основе Империи, и азиатская «державность» (или, судя по последним заявлениям Кремля, евразийская державность) нам совершенно не нужна.
Понятная фотография: Футуристическая выставка «0.10», 19 декабря 1915 года, Петроград. Первое представление публике «Черного квадрата», определившего развитие искусства в XX веке. Излишне говорить, что русские европейские власти авангардным художественным течениям никак не препятствовали. Через 10 лет захватившие власть азиаты авангардные выставки начнут разгонять, через 15 — сажать за их организацию (Малевич будет арестован как германский шпион), а через 20 — расстреливать. И это тоже логично — какие могут быть"черные квадраты" в Корейской Народно-Демократической Республике?