Всё как у людей: разбор отчёта Еврокомиссии о коррупции в странах ЕС

В начале февраля этого года эксперты Еврокомиссии выпустили отчёт о состоянии дел с коррупцией в странах ЕС. Безусловно, ситуация сильно различается от одной страны к другой, но авторы доклада замечают, что имеющееся европейское антикоррупционное законодательство далеко не идеально. Конечно, если сравнивать с ситуацией в РФ, то проблемы европейцев – сущая мелочь. Однако, мы считаем что разобрать этот доклад стоит по двум причинам:

Во-первых, коррупция в путинской России, по большей части, носит ярко выраженный политический оттенок и завязана на относительно небольшом круге лиц. Это отличает её от, скажем, итальянских коррупционных и мафиозных схем с огромным количеством бенефициаров. В РФ же коррупционные схемы рано или поздно приводят в Кремль, что делает их не очень интересными с точки зрения большого социального анализа. «Это не народ такой плохой, это просто наверху так между собой общаться привыкли».

Во-вторых, любой разбор коррупции в неразвитых странах превращается в «плач Ярославны», а вот кейсы развитых стран представляют большой интерес, поскольку показывают, какие вызовы стоят перед демократическими обществами с формально прекрасно функционирующими институтами.

corruption

Если верить экспертам (а не верить им причин нет – себе европейцы врать не будут), то коррупция стоит странам блока почти 120 млрд евро в год, чуть меньше годового бюджета всего ЕС. Надо понимать, что оценки эти очень приблизительные и базируются на предположении о том, что коррупция обычно стоит около 5% ВВП.

Очень интересные результаты показали самые развитые страны ЕС в опросе о взятках: 20% датчан, 29% финнов, 42% люксембуржцев и 49% (!) шведов считают коррупцию в своих странах весьма распространённым явлением, но при этом лишь 1% респондентов из этих стран сообщили, что бывали в ситуации, когда от них ожидали дачи взятки. 64% англичан убеждены в коррупционности британской экономики, но в ситуации со взяткой побывало меньше 1% респондентов (5 из 1115 отвечавших) – парадоксальный результат (и, при этом, лучший во всём ЕС).

В среднем по ЕС в распространённости коррупции убеждено 74% граждан, что неожиданно много. В Бельгии, Германии, Нидерландах, Эстонии и Франции  число давших взятку невелико — всего 2%. Из наиболее развитых стран ЕС резко выделяется Австрия с её 5% респондентов, оказывавшихся в коррупционной ситуации.

Чем дальше на восток – тем заметнее оказывается коррупция: взятку давали 13% венгров, 14% словаков и 15% поляков. Что характерно, большая часть этих эпизодов была связана со здравоохранением, а отношения с чиновниками (налоговая, таможня и т.д.) относятся всего лишь к 1% случаев дачи взяток. При этом, уровень «ожидаемости коррупции» в этих странах выше: 82% в Польше, 89% в Венгрии и 90% в Словакии.

В Португалии, Словении, Испании и Италии уровень готовности к коррупции зашкаливает: 90%, 91%, 95% и 97%, соответственно. Однако, при этом, взятки давали, в среднем, только 2,2% респондентов – видимо, «завышенные ожидания» связаны с кризисом.

Самые высокие показатели случаев дачи взяток (от 6% до 29%)  и представления о распространении коррупции (от 84% до 99%) отмечены в Чехии, Хорватии, Литве, Болгарии, Румынии и Греции.

Итак, ¾ респондентов уверены в распространённости коррупции в их странах, но количество людей, считающих, что коррупция влияет на их повседневную жизнь различается между различными регионами: мрачнее всего на происходящее смотрят греки и испанцы (по 63% в обеих странах), киприоты и румыны (по 57%) и хорваты (55% респондентов).  Оптимистичнее всех – датчане (3%) и французы с немцами (по 6%).

_72724992_eu_corruption_labels_624map(3) (2)

Опрос «Евробарометра»: заметно ли влияние коррупции на вашу жизнь?

Самый богатый опыт дачи взяток в Литве (25%) и Словакии (16%), но  73% европейцев считают, что хорошие связи и взятки помогают получить государственные услуги. Больше всех так считают греки (93%), киприоты (92%) и словаки с хорватами (по 89%). Интересно, что 67% европейцев считают, что финансирование политических партий происходит не так прозрачно как хотелось бы и должно быть под большим контролем. Сильнее всего подобные убеждения выражены у испанцев (87%), греков (86%), чехов (81%), меньше всего – у датчан (47%), британцев (54%), шведов (55%) и финнов (56%). 23% европейцев считают, что правительство делает всё возможно для борьбы с коррупцией, а 26% считают, что  осуществляемых мер достаточно для предотвращения новых случаев коррупции.

Представители 4 из 10 компаний считают, что коррупция (не только прямые взятки, но и непотизм) мешает им делать бизнес, но это сильно зависит от отрасли: самые высокие показатели в строительстве (50%) и ИТ с телекоммуникациями (33%). Самые большие проблемы с коррупцией испытывает бизнес в Чехии (71%), в Португалии (68%) и в Греции со Словакией (по 68%).

Конечно, страны ЕС принимали и принимают весьма действенные (а не показательные) меры по противодействию коррупции: особенно высоко оценивается работа словенской Комиссии по предотвращению коррупции, румынского Национального анти-коррупционного директората, латвийского Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, хорватского Бюро по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, испанского Особого антикоррупционного отдела.

Словенцы проводят до тысячи расследований в год, румыны за 7 лет обвинили 4,7 тыс. чиновников самого разного уровня (и 90,5% обвинительных приговоров было подтверждено в суде – 1,5 тысячи человек, из которых половина занимала до этого высокие посты в правительстве, получили реальные сроки), серьёзных успехов в деле судебного преследования нечистых на руку чиновников (зачастую довольно высокого уровня) добились хорваты и испанцы.

В отчёте отмечается, что ключевым элементом успешной антикоррупционной кампании является реально независимая судебная система. Крайне показателен пример Турции, где масштабное анти-коррупционное расследование окончилось ничем после того как премьер Эрдоган лично вмешался и устроил в стране маленький переворот. Но не будем отвлекаться.

Рынок госзакупок в Европе весьма привлекателен (в год проводится тендеров на 425 млрд евро) и, например, в 2008-м около 30% цены среднего контракта составляли откаты и распилы. В 2010-м только в пяти разных отраслях (дорожные работы, уборка мусора и водоснабжение, строительство, научно-исследовательские работы, обучение) восьми разных стран (Франция, Венгрия, Италия, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния, Испания) общая сумма откатов составила 2,2 млрд евро. 32% компаний в ЕС считают что коррупция помешала им выиграть тендер. Если уточнить, то так считают, в том числе, 35% строительных и 33% инженерных предприятий. Но это усреднённые показатели, ведь на «юго-востоке» ЕС дела ещё хуже: коррупция помешала выиграть тендер компаниям из Болгарии (58%), Словакии (57%), Кипра (55%) и Чехии (51%).

Если верить опросам, то 57% конкурсов проводятся с расчётом на конкретные компании, 52% договоров заключаются по предварительному сговору, 47% конкурсов проводятся с нарушениями правил. Большей коррумпированности от чиновников, ответственных за тендер, ожидают чехи (69%), голландцы (64%), словенцы (60%), хорваты (58%), греки (55%) и итальянцы (55%). Более позитивное восприятие в этом плане характерно для датчан (22%), британцев (32%), финнов (31%), ирландцев (32%) и люксембуржцев (32%).

Общие выводы Еврокомиссии, в целом, привычно «неутешительны»:

— Система тендеров остается наиболее уязвимой для коррупции, существует необходимость во внедрении кардинально новых, более жестких стандартов в этой области

— Коррупционные риски на местном и региональном уровнях гораздо выше

— Система финансирования политических партий не выдерживает критики

— Существующие правила о предотвращении конфликтов интересов не исполняются должным образом

— Качество и эффективность антикоррупционных расследований кардинально разнится по странам ЕС.

О мерах противодействия коррупции в отчёте говорится много, но суть их сводится к пресловутой формуле «за все хорошее, против всего плохого» с рекомендациями-отмазками: максимальная прозрачность финансовой системы, тесное сотрудничество с НКО и отдельными сознательными гражданами, доносительство, постоянные расследования, создание специальных агентств и т.д. и т.п. Учитывая, что подобные советы даются уже не первый год, а уровень коррупции — как «воспринимаемый», так и реальный — существенной тенденции к снижению не показывает, наша история может стать хорошим поводом для всех восторженных российских граждан снять розовые очки и перестать воспринимать Запад как сообщество сверхдостойных свехлюдей, которым не знакомы низменные потребности простых смертных. Пример Евросоюза наглядно показывает, что коррупцию невозможно искоренить, а можно ее только снизить до уровня, позволяющего системе функционировать относительно стабильно и с некритическими потерями. И поэтому популистская позиция «расстреливать за каждый ворованный рубль» — некоструктивна (потому что расстрелять придется вообще всех), а вот добрая максима того же Ходорковского («не страшно, если чиновник ворует на дорогах и мостах, страшно, если при этом мосты и дороги не строятся») может позволить создать в России какую-то более-менее приличную систему.

Знакомство с отчётом можно осуществить и самостоятельно.

corru2