12 августа Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект «Про санкції», регламентирующий виды, порядок и сроки введения санкций в отношении… нет, не России, как вы могли подумать, а страны, юридического или физического лица, которые своими действиями угрожают национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Незалежной.
Признаюсь, открывая данный законопроект, я улыбался и предвкушал очередное увлекательное чтиво, живописующее глупость и подлость нынешнего украинского руководства. Так вот, глупости и подлости там, конечно же, оказалось болем чем достаточно, но улыбка с моего лица сошла. То, что предлагает Яценюк в этом законе, по сути — война. В случае введения санкций, упомянутых в данном законопроекте, отношения РФ и Украины de jure станут напоминать отношения СССР и Третьего Рейха и даже Украинский, Белорусский и Прибалтийский фронты появятся, правда, экономические.
Какие же виды наказаний для русских придумали украинские депутаты? Всего их 29, думаю, что все перечислять подробно смысла нет, расскажу о важнейших, на мой взгляд (остальные — бегущей строкой).
«Ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины». Понятно, что данный пункт сразу же вызывает вопросы по транзиту российского газа в Европу. И, судя по последним новостям, — началось. «Официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт заявил, что Берлин рассчитывает на то, что украинское правительство откажется от планов запретить транзит энергоресурсов из России». В свою очередь, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в эфире телеканала «Bloomberg» высказал мысль, что «Запрет на транзит российского газа через территорию Украины не вызовет рост цен на него». Рассуждать о том, как поведет себя цена на газ и что вообще произойдет с европейским и мировым газовым рынками в случае запрета транзита Украиной, пока рано, но с уверенностью можно сказать одно: изменится многое, если не все.
«Приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств». Данный пункт недвусмысленно намекает на то, что возвращения кредита (3 миллиарда долларов), предоставленного Януковичу Путиным в судорожной попытке спасти государство Украина, России ждать не стоит.
Кроме того, под угрозой находятся и кредиты, выданные российскими банками (Сбербанк, ВТБ) физическим и юридическим лицам на Украине (до 30 миллиардов долларов) и выплата газовых долгов.
Банки РФ, прежде всего государственные, в случае введения санкций окажутся едва ли не главными потерпевшими. Против них в законе прописано аж несколько пунктов: «прекращение выдачи разрешений, лицензий на ввоз в Украину из иностранного государства или вывоз из Украины валютных ценностей и ограничение выдачи наличных по платежным картам, эмитированным резидентами иностранного государства» или «запрещение осуществления Национальным банком Украины регистрации участника международной платежной системы, платежной организацией которой является резидент иностранного государства».
Учитывая, что российская экономика вступила в фазу нестабильности и практически нулевого экономического роста, крах украинских подразделений может выступить детонатором проблем в материнских организациях российских государственных банков и, следовательно, в банковской системе России.
Несколько пунктов посвящены запретам в сфере средств массовой информации и телекоммуникационных услуг: «ограничение или прекращение предоставления услуг почтовой связи, запрещение или ограничение ретрансляции теле- и радиоканалов, запрещение пользования радиочастотным ресурсом Украины, ограничение или прекращение деятельности средств массовой информации и других субъектов информационной деятельности, в том числе в сети Интернет, ограничение или запрещение производства или распространения печатной продукции и других информационных материалов, ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования».
Если произойдет запрет Рунета и операторов «Большой тройки» на территории Украины, то это серьезно повлияет на деятельность и устойчивость попавших под санкции компаний.
Ну и, конечно же, в списке — блокирование активов, ограничение торговых операций, культурного обмена, деятельности партий и т.п. Стоит также упомянуть более всего полюбившийся мне запрет, он идет в списке под номером 28 и как бы добивает, обезоруживает физическое или юридическое лицо, покусившееся на свободу и независимость Украины: «лишение государственных наград Украины».
Как видим, данный документ уничтожает все нормы и правила цивилизованных экономических отношений, за которыми Украина и рванула в Европу. Никакой гарантии прав собственности или честного ведения бизнеса при наличии данного закона быть не может. Сегодня объект санкций — Россия, завтра — Венгрия, Польша или Белоруссия: вопросы и возможные претензии к свидомым европейцам есть у многих.
Кроме того, необходимо отметить, что принимать решение о введении или отмене санкций будет не избранная народом Рада, а Совет Национальной Безопасности и Обороны (СНБО), так что экономическое благополучие и образ жизни миллионов русских людей России и Малороссии может оказаться в руках какого-нибудь Парубия — персонажа со справкой «о легкой умственной отсталости». По сути, на Украине началась большевицкая эпоха «революционного правосознания», причем не только в отношении отдельных граждан, но и гигантских российских корпораций.
Санкции, упомянутые в законе, необязательно будут применены сразу же. Часть из них вступит в силу в первые дни после принятия закона. Остальные — постепенно, при условии углубления и ожесточения гражданской войны и противостояния с Россией. Но я надеюсь, что большинство из них так и останутся на бумаге вследствие банальнейшей, но так ожидаемой многими причины — ликвидации государства Украина.