Правильный ответ: никак. Украина не сможет стать Грецией. Украина не может стать также ни Испанией, ни Португалией, ни Ирландией, ни Кипром. Но столкнуться с проблемами, которые эти страны пережили буквально несколько лет назад, ей вполне по силам.
На прошлой неделе Украина попросила у Международного валютного фонда объединить третий и четвертый транши финансовой помощи, рассчитывая получить до конца года 2,2-2,3 миллиарда долларов. Еще в апреле руководство МВФ одобрило Украине так называемый кредит стэнд-бай — стандарт финансовой помощи, существующий ещё с 50-х. Предполагалось, что фонд в ближайшие три года предоставит стране 17 миллиардов долларов. Первый транш в размере 3,2 миллиардов Киев получил 7 мая. Второй — на 1,4 миллиарда — должен был отправиться на Украину еще в конце июля, но в МВФ, присмотревшись к ситуации в экономике страны, решили с финансовой помощью повременить. Окончательное решение должно быть принято 29 августа, но украинские власти уже заранее поделили гипотетические деньги (1 миллиард — в бюджет, оставшиеся 400 миллионов — Нацбанку Украины) и сейчас поторапливают международных кредиторов.
Щедрость по отношению к Киеву проявил не только МВФ. О финансовой помощи заявляли почти все международные организации: от Всемирного банка до Европейского банка реконструкции и развития. Затем к ним присоединились власти США, Евросоюза и Японии. В общей сложности объем финансовой помощи Украине обещал составить 31 миллиард долларов, из которых 18 миллиардов — уже в этом году. Как нетрудно догадаться, сейчас выполнение всех этих обещаний задерживается.
Предоставление кредита стэнд-бай накладывает на Украину определенные обязательства по приведению бюджета и платежного баланса в человеческий вид. Основная их часть — стандартные требования МВФ: стабилизация валютного курса, таргетирование инфляции (для Украины установлен ориентир в 3-5% в год), сокращение бюджетных расходов. Есть еще два требования: повышение тарифов на газо- и теплоснабжение до 2018 года и реструктуризация «Нафтогаза». Под последним требованием СМИ понимали фактический переход главной нефтегазовой компании Украины в руки американских руководителей: вице-президента Джозефа Байдена и госсекретаря Джона Керри. Во всяком случае еще весной сын американского вице-президента Хантер Байден и близкий друг пасынка Керри вошли в совет директоров крупнейшей частной нефтегазовой компании Украины «Burisma».
Не лишним было бы привести список мер, на которые должно пойти руководство страны, чтобы рассчитывать на бесперебойное финансирование со стороны МВФ. Весной список опубликовало украинское издание «Искра» со ссылкой на А. Яценюка, выступившего с ним на встрече с Европейской бизнес-ассоциацией в Киеве. Полностью доверять «Искре» я не склонен, но ряд мер вполне в духе МВФ:
— Повысить пенсионный возраст — на два года для мужчин, на три — для женщин. Ликвидировать право на досрочный уход на пенсию и принцип считать год за два на опасных предприятиях.
— Ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных предприятий. Ограничить пенсии работающим пенсионерам. Установить пенсионный возраст офицерам армии в 60 лет.
— Повысить цену на газ для муниципальных предприятий на 50%, в два раза для частных потребителей. Увеличить стоимость электричества на 40%. Разрешить установление цен ЖКХ. Допустить рост цен соответственно росту цен на газ. Увеличить акциз на бензин на 60 евро.
— Отменить льготы и повысить налоги на транспорт на 50%. Не повышать прожиточный минимум, балансировать социальную ситуацию за счет точечных субсидий.
— Приватизировать все шахты и отменить все субсидии. Отменить льготы для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего. Отмена государственной поддержки родов, бесплатного питания, учебников.
— Ограничить практику упрощенного налогообложения. Отменить практику льгот по НДС в сельской местности. Обязать аптеки и фармацевтов платить НДС.
— Отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Отменить субсидии для производителей свинины и курятины.
— Сократить состав министерств до 14. Оставить лишь одного вице-премьера. Отменить должность министра Кабинета министров. Ликвидировать шесть министерств. Подчинить все государственные органы министерствам. Налоговая администрация, таможня, фонд госимущества должны войти в Министерство финансов.
— Ограничить излишнюю оплату труда государственных лиц.
— Пособия по безработице должны начисляться только после минимального периода в шесть месяцев работы. Оплачивать больничные на уровне 70% от заработной платы, но не ниже прожиточного минимума. Оплачивать больничный, начиная только с третьего дня болезни.
Очевидно, что выполнение даже части этих требований приведет к резкому ухудшению жизни украинских граждан, если не к тотальной нищете в условиях обесцененной валюты и огромной инфляции. Поэтому Киев всеми правдами и неправдами будет тормозить реализацию «оздоровительного» экономического плана, а международные кредиторы — тянуть с предоставлением финансовой помощи.
К тому же обещанных Украине денег попросту будет недостаточно для восстановления национального хозяйства. В этом году аналитики ожидают катастрофического падения ВВП — мнения расходятся лишь в конкретной цифре. Например, МВФ, говоривший о 5%, буквально месяц назад повысил прогноз до 6,5%. ЕБРР говорят о падении на 7%. Есть и более пессимистичные прогнозы: от минус 8% до минус 16%, если территории Донецка и Луганска все-таки будут отторгнуты от страны. Весной специалисты Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития оценивали размер помощи для выравнивания платежного баланса Украины в 25-55 миллиардов долларов только в одном 2014 году. А если учесть, что за два независимых десятилетия власти страны практически не инвестировали в основной капитал, то сумма совокупных вложений в экономику должна составлять 300 миллиардов долларов.
Так что, принимая помощь МВФ и других кредиторов, Украина рискует попасть в порочный долговой круг, с чем несколько лет назад довелось столкнуться Греции. Напомню, что первоначальный план финансовой помощи стране, утвержденный в 2010 году, составлял 110 миллиардов евро (80 миллиардов должен был предоставить ЕС, остальные 30 — МВФ). В дальнейшем размер финансовой помощи увеличился до 240 миллиардов. Отношение госдолга Греции к ВВП в прошлом году составило 150%. Забастовки профсоюзов и демонстрации против жестких мер экономии в стране продолжаются по сей день.
Отличие от сегодняшней истории только одно: МВФ и Евросоюз в свое время были просто вынуждены согласовывать все большие объемы помощи, поскольку в самый разгар долгового кризиса речь шла о возможном выходе Греции из Евросоюза. В случае с Украиной речи о потере пусть бедного, но важного родственника не идет. По сути, все бонусы, которые Запад получает от поддержки страны, — это возможность внешнего контроля за экономикой Украины. Так что уже в ближайшие месяцы щедрость рискует уступить место здравой логике. Особенно в случае с такими помощниками, как Япония, чье правительство и так должно кредиторам почти два с половиной ВВП страны.