Несмотря на последние сообщения о возможности прекращения огня, говорить о перемирии и остановке боевых действий в Новороссии пока преждевременно. Поэтому санкции и их негативный эффект на продовольственный рынок России в ближайшее время останутся на повестке дня.
Цены на разные категории запрещенных продуктов будут расти неоднородно, считают эксперты «Райффайзена». Хотя доля импорта в потреблении мяса не так велика, как в потреблении фруктов (26% против 80%), отмечают они, наиболее сильные риски для инфляции представляет именно это ограничение. Дело в том, что из подлежащих запрету на импорт продуктов мясо и мясная продукция занимают наибольшую долю в потреблении россиян (около 9%, а, например, фрукты — 2%). Экономисты «ВТБ Капитала» подсчитали, что пик вызванного торговыми войнами роста цен придется на 1-й квартал 2015 года.
Советская власть практически немедленно отреагировала на возможность повышения цен традиционным для себя способом: сразу же начали вестись разговоры о государственном регулировании стоимости продовольственных товаров. Министр сельского хозяйства заявил: «Для стабилизации цен на пищевую продукцию и предупреждения спекулятивных эксцессов мы разработали проект постановления правительства, разрешающий регионам заключать с производителями и торговыми сетями соглашения, которые предусматривают мероприятия по поддержанию цен на отдельные виды продукции». Причем Трехсторонние соглашения уже действовали в России в 2007 и 2010 годах. В начале осени 2007 года цены на основные продукты (яйца, масло, молоко) выросли на 25%, и правительству пришлось сдерживать цены в преддверии президентских выборов. Тогда торговые сети согласились до конца года устанавливать наценку не более 10% на социально значимые товары.
«Государство должно регулировать цены на продовольствие после введенных Западом санкций в отношении России и последовавшими за этим ответными мерами», считает председатель комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
Но дальше всех в стремлении порулить рынком зашли те, кому это в общем-то и положено, — коммунисты. И если вышеуказанная инициатива Минсельхоза не нашла поддержки в Федеральной антимонопольной службе, то законопроект «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» по-прежнему находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Так что чем все закончится — на данный момент непонятно.
В пояснительной записке к проекту федерального закона депутаты-коммунисты отмечают, что «положение о замораживании цен на продукты питания, если они в течение месяца повышаются на 30 и более процентов» — не действует. Кроме того, «не учитывается баланс интересов всех участников производства продуктов питания — крестьянина, переработчика и торговца. Крен сделан в основном в сторону торговли, которая присваивает львиную долю прибыли. Это приводит к тому, что труд, например, крестьянина — главного участника производства хлеба, в конечном продукте оценивается в 6-8%, в то время как во всех развитых странах эта величина составляет не менее 50%».
В ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» предлагается добавить целую статью под названием «Государственное и муниципальное регулирование цен на продовольственные товары». Согласно данной статье, Правительство РФ получит право устанавливать предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая товары первой необходимости, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления получат право расширять перечень продовольственных товаров, на которые устанавливаются предельные значения торговых наценок, и регулировать их уровень (не более уровня, установленного Правительством РФ).
Предельные наценки предлагаются следующие:
— для производителей первичного сырья (зерно, молоко, овощи и т.д.) — 45% от себестоимости их производства;
— для переработчиков — 15% от отпускной цены производителя сырья;
— для организаций оптовой торговли — 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров;
— для организаций розничной торговли, включая рынки, — 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены;
— для организаций общественного питания — 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены.
Государственное регулирование обычно приводит к большому количеству негативных последствий: дефициту, появлению «черного рынка» и прочим прелестям социализма. Однако в условиях неизбежного роста цен поддержка малоимущих русских — необходима. Для этого, как мне кажется, гораздо лучше подходит адресная продовольственная помощь («продуктовые карточки»), поскольку такая программа решает проблему роста цен рыночным способом: помогает нуждающимся приобрести те или иные продукты. Эта инициатива обсуждалась в ходе экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе и была поддержана Минпромторгом. Данное ведомство также считает, что, «помимо социальной стороны, программа адресной продовольственной помощи важна для поддержки местных производителей. Речь идет о свежих скоропортящихся продуктах, а это продукты местного производства. Это оптимальный способ расходования государственных средств, так как субсидируется потребитель и практически исключаются хищения и злоупотребления».