Роберт Аллен, «Глобальная экономическая история. Краткое введение»

IIG_Allen_(16mm).qxd

Как и положено книге, посвященной «введению» в «глобальную экономическую историю», ее объем чуть больше 200 страниц, а формат приближается к карманному. Если бы не авторитет издательства и не фамилия автора, можно было бы со спокойной душой пройти мимо и, что называется, не марать руки покупкой. Кратких курсов, справочников, конспектов, пособий для чайников и прочей белиберды о том, как разбогатеть, не выходя из дома, сейчас много. Когда в Москве отключат электричество, население сможет греть воду и готовить еду, сжигая сборники «правил жизни» от Стива Джобса и Ричарда Брэнсона. Топлива хватит на годы.

В «модных книжных», вроде «Республики», стеллажи буквально ломятся от пухлых сочинений, авторы которых — напомаженные метросексуалы с улыбками жуликов — обещают научить читателя как заработать первый, второй, третий и сотый миллион. Судя по обилию тиражей и бесстыдству ценников, читатель охотно верит и с удовольствием тратит кровные 15 евро за новинки, помогая белозубым красавцам осуществить их мечты, наверняка пошлые, как билет в VIP-зону на концерт Трофима.

Удивляться не стоит. Какое образование — такие и читатели, такие и книги. Студент, чья рука тянется к изданию «бизнес-гуру» — не студент, а землекоп, волею судеб затесавшийся в приличное общество. Профессор, не увлекший молодого человека достоинствами рациональности,- такой же жулик, как и те парни с ярких обложек. «Чем больше дурачков выпущу, тем спокойней будет моим детям».

С чего вы взяли, что если у кого-то появится действительно интересная идея или придумается способ, как эти идеи заполучить в свои руки, он напишет книгу и расскажет о нем «бесконечно широким массам читателям»? Откуда альтруизм? А мемуары успешных людей? Они настолько глупы, чтобы вскрывать пароли? Им нужны конкуренты, доподлинно знающие, как устроено их дело?

Никто ни с кем не делится. Особенно деньгами. Хорошие идеи придумываются самостоятельно на основании… скучной теории и не менее скучной практики, сидя за столом с десятитомным гроссбухом. Другого пути нет.

Настоящий студент высшего учебного заведения обходит «гуру» стороной. Его диета — подписка на профессиональные журналы, абонемент на вменяемые лекции, толстые-толстые-толстые фолианты из академической библиотеки и практика, практика, практика, позволяющая соотнести мысль с реальностью и увидеть свет в конце тоннеля.

На счастье, книга Роберта Аллена, изданная в Oxford University Press в 2011-ом и переведенная на русский в начале 2013-го — тот редкий случай, когда написанное имеет прямое отношение к регулярной науке. Если бы не досадная ошибка переводчика, превратившего «Global Economic History. A Very Short Introduction» (шутка профессора, вальяжно расположившегося в кресле у камина, типа, «господа, а хотите я изложу историю развития шести крупнейших государств Европы одним предложением?») в «Глобальная экономическая история. Краткое введение» (бизнес-тренинг в рабочем пригороде Рязани) — было бы «совсем замечательно». С другой стороны, спасибо что издали. Могли бы и не заметить.

Книга задумана как предельно общее, почти философское описание главных событий экономической истории. Цель ее — не столько факты и концепции, хотя их там предостаточно, сколько рамка. Примерно как в физике и логике, где, вроде бы, всё возможно, но существуют аксиомы, которые нельзя ставить под сомнение, потому что убери их и на сцене появится алхимик.

По мнению автора, Европа вырвалась вперед и смогла покорить Азию за счет постоянного притока технических инноваций. Начиная от кораблей, способных пересечь океан, и заканчивая последними моделями ракетоносителей. Через хроники последних пяти веков тянется беспрерывная цепочка технических усовершенствований, позволивших опередить конкурентов.

Важная деталь: согласно Аллену, культурные изменения, будь то Реформация или Возрождение, не имеют отношения к благосостоянию. Верней, имеют, но опосредованное. Не сначала Реформация, а потом, условно говоря, паровой двигатель, а наоборот. Люди взялись за изучение Библии не потому, что Мартин Лютер ее перевел. Не будь у них денег на школу, они бы не выучились грамоте и перевод, со всеми его филологическими находками и глубокими теологическими прозрениями, остался бы не у дел. Чтение Библии связано не с протестантизмом, а с ростом доходов, который, в свою очередь, зависит от того, насколько быстро перемазанные мазутом инженеры придумывали новые и новые станки для фабрики.

Суждение, надо сказать, шокирующее. Долгие годы, может быть, даже столетия, гуманитарии уверяли сами себя и окружающих в том, что именно они находятся в авангарде нового мира. Оказывается, не авангард, а арьергард. Вместо легкой конницы у переднего края — грязные обозы, рябые маркитантки и продовольственные склады за тридевять земель от линии фронта. Именно поэтому автор так много внимания уделяет сеялкам, прялкам, паровой тяге и прочим грязным вещам. От них зависит наша жизнь. В конечном счете, они решают: родиться идее или нет.

«Глобальную экономическую историю» можно рассматривать как выжимку современных представлений современной экономической науки на то, как устроен мир. Польза тут есть и вот какая: когда очередной пропагандист-ктулху-шаман-гуру-чаклун-поэт-метафизик будет рассказывать вам небылицы о Европе, о ее сговоре с дьяволом, о кольце нибелунгов, о индоевропейских архиалгебрах, о классовой борьбе и величии Северного Сияния, его чары и заклинания не затронут ваш разум. Он останется светел и чист, ибо будет вооружен знанием.

Сколько стоит правильный выбор мировоззренческой позиции? Кажется, что немного, но если соотнести его с политической активностью и возможностью делать ставки на здравые идеи, выйдет исключительно много.