В сентябре CitiGroup озадачила всех неожиданным прогнозом: к 2030 году Саудовская Аравия из экспортера нефти превратится в импортера. Дело в том, что уже сейчас четверть добываемой в стране нефти расходуется на внутренние нужды, в основном — на выработку электроэнергии. Примерно две трети выработанной электроэнергии идут на кондиционирование, еще немалая доля — на работу водоопреснительных установок. Саудовские арабы очень любят мыться, в сутки на душу населения тратится аж 250 литров воды![2]
Меж тем, потребление электроэнергии в стране растет на 8% в год и через 20 лет углеводороды саудитам придется импортировать. Причем развитие атомной или альтернативной энергетики не способно дать достаточно мощностей для покрытия дефицита. Единственный выход для Саудовской Аравии эксперты видят в сокращении внутреннего потребления; этого можно достигнуть, подняв внутренние цены на нефть — сейчас они для генерирующих компаний составляют от 5 до 15 долларов за баррель.[1] Но это будет означать конец арабской сказке, жителям пустынной страны снова придется потеть без кондиционеров, мыться песком и гонять по барханам верблюдов. Вряд ли местные арабы простят правящей династии откат в средневековье.
С другой стороны, в 2030 году пасти верблюдов все равно придется, поскольку экономика королевства завязана на экспорт нефти в значительно большей степени, чем даже российская. Нефть дает 90% экспортных поступлений Саудовской Аравии, позволяя саудитам оплачивать импорт. А ввозить приходится много чего, включая базовые потребительские товары и продукты питания. В 2011 году саудовский экспорт составлял $360 млрд., а импорт — целых $117 млрд. [3] Несложно посчитать, что без экспорта нефти саудитам будет банально нечего есть. Так что по мере падения экспорта следует ожидать, что в Саудовской Аравии начнется борьба за сокращение энергопотребления, а учитывая специфику страны — возможно, с религиозным оттенком.
Примечательно, что население страны составляет всего 26,5 млн. чел.[3] Это к разговорам отдельных трудящихся о том, что можно всю нефть в России отобрать и поделить, и будем жить богато и счастливо, когда богато и счастливо не может прожить страна с населением в 6 раз меньше нашего. На самом деле налоговое бремя в российской нефтянке одно из самых высоких в мире, команда Путина выжимает ее по максимуму для поддержания «стабильности».
Любопытно, что в марте те же эксперты из CG предрекли, что к 2020 году экспортировать углеводороды начнут США. По их мнению, добыча нефти и газа на североамериканском континенте к 2020 году почти удвоится по сравнению с уровнем 2011-го: с 15 млн до 27 млн баррелей в день.[4] Виной всему набирающая обороты сланцевая революция: технологию гидроразрыва пластов, которая сделала рентабельной добычу сланцевого газа, теперь начали применять и на нефтяных месторождениях. Международное энергетическое агентство полагает, что к 2035 году США будут занимать второе место в мире после России по экспорту газа и для «Газпрома» наступят мрачные дни. Этот пример весьма наглядно демонстрирует превосходство инновационной экономики над сырьевой.
Для России вопрос заключается в том, получат ли методы добычи нефти и газа из сланцев распространение в других странах. В Европе пока обнаружить рентабельное месторождение не удалось, поляки остались с носом, а Франция, например, и вовсе запретила изыскания из экологических соображений.[5] Сейчас проводятся работы в Китае. Несмотря на огромное население, Китай располагает обширными малонаселенными территориями, так что добытчикам есть, где разгуляться. Газовые запасы Поднебесной оцениваются в 25 трлн куб., что способно обеспечить ее экономику на 200 лет вперед.[6] Вопросы экологии китайцев волнуют много меньше, чем возможность получить энергетическую независимость. А превращение крупнейших мировых импортеров углеводородов — США и Китая — в экспортеров вполне может серьезно опустить цены на нефть и газ, что приведет к весьма печальным последствиям для путинской России, сделавшей ставку на концепцию «энергетической сверхдержавы».
Резюмируем: сланцевая революция в США уже уронила цены на газ и привела к остановке разработки гигантского Штокмановского месторождения; если к сланцевой революции подключится еще и Китай, и не только с газом, но и с нефтью, государствообразующая нефтегазовая отрасль рухнет, повалив за собой всю сложившуюся структуру сырьевой экономики. Постсоветская Россия в том виде, в котором мы ее привыкли видеть, перестанет существовать.
1. http://iinsider.biz/archives/6389
2. http://www.oilru.com/news/338929/
3. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-fa..
4. http://magazine.rbc.ru/2012/05/24/trends/562949983935..
5. http://vz.ru/economy/2012/6/18/584292.html
6. http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/69362/