10 лет в Евросоюзе: «Деструктивные последствия возвращения» (перевод заметки чешского депутата Европарламента)

Друзья, мы продолжаем публикацию серии переводов коротких заметок известных чешских евроскептиков из апрельского номера информационного бюллетеня Института Вацлава Клауса. Вчера мы разместили материал авторства самого второго президента Чехии Клауса, сегодня представляем вашему вниманию статью чешского депутата Европарламента Иво Стрейчека о последствиях возвращения его родной страны в дружную семью европейских народов. Перевод текста: Алексей Сарычев.

czech-2-0

События в период после «ноября 1989 года» [реформирования социалистического режима в Чехословакии] в чешских школах проходили на волне популярного тогда слогана «возвращение в Европу». С того момента содержание этого лозунга приносит в чешское общество много поверхностных, чужеродных и явно вредных подходов.

Предвыборный слоган «возвращение в Европу» в чешской образовательной системе создал благодатную почву для возникновения новой идеологической доктрины, которая была важной причиной долгого незаметного процесса эрозии формы и содержания образования. С новообретенной свободой высказывания (в сочетании с «возвращением») чешские школы распорядились по-своему. Весь прошлый опыт считался устаревшим вне зависимости от того, был ли сформирован коммунистической идеологией или же речь шла о проверенном, десятилетиями исправно работавшем дидактическом методе «чешской школы».

В школах были введены «западные» нововведения. Понятная система оценивания учебных достижений была отменена как дискриминационная и слишком формальная, которая якобы не может надлежащим образом оценить личность ученика. Вместо нее была введена система словесных оценок, задолго до этого показавшая себя в Центральной Европе как проблематичная для оценки достижений ребенка. Все настойчивей продвигался подход «неперегружения» ученика. Даже формирование классов подверглось модным нововведениям и двигалось в направлении концепции обучения как свободной (необязательной) дискуссии между учениками и их педагогами.

Strejcek_Ivo_HK_ODS_300810_web

Иво Стрейчек

Все, что приходило из «Европы», считалось прогрессивным и лучшим, несмотря на то, что даже в «Европе» некоторые методы были дискредитированы и стали считаться неподходящими, а более тщательный анализ мог свидетельствовать об их вредности.

Неверие в собственные способности и безграничный либерализм, понимаемые как «неприкосновенность свободы слова учителя», принесли в чешскую систему образования хаос. Все это, включая отсутствие дисциплины (без которой хорошие результаты в учебе невозможны), включая возведение в культ «права» на отдых (учеников и учителей) и размытие самого содержания образования (трагический факт, когда ни дети, ни их родители не знают, какие знания и умения на каком этапе обучения они должны иметь), привело к копированию неестественных ценностных рамок и слепому перениманию чужих символов.
 

Навязанные чужие символы и ценности

В коридорах школ развеваются тибетские платки вместе с лозунгами «свободу Тибету». Школы празднуют «День Земли», «День Воды», «День здорового образа жизни», «Минутку на отдых», «Неделю сортировки мусора» или «День Европы». Знаю ситуацию изнутри. Десять лет в качестве депутата Европарламента провожу беседы с учениками, студентами учебных заведений различного направления. Всегда спрашиваю, знают ли они, что написано на памятных табличках их школ, расположенных обычно возле главного входа. Мало кто ответит. Но если спросить почему в коридоре висит тибетский флаг, как это ни странно, вам ответит гораздо больше студентов.

Мое удивление на этот счет вызывает непонимающие взгляды у студентов и возмущенную реакцию учителей. Учителя обычно начинают воинственно возражать, «что плохого в том, что дети воспитаны с уважением к свободе (Тибета), к природе и управлению запасами питьевой воды». Объяснить свою позицию сложней, чем скрыться за внешней риторикой антикоммунизма.
 

Невидимая коварность идеологии европеизма

Деструктивности нашего образования способствуют СМИ, европолитики, а также так любимая неправительственными организациями риторика о какой-то «европейской экономике знаний». Праздный лозунг хрущевских времен. Эта бессодержательная доктрина богато субсидируется из многообразных брюссельских фондов.

Хотя политически корректно говорить, что ЕС не оказывает влияния на содержание образования, это неправда. С помощью различных неправительственных организаций, черпающих финансовые средства из сети субсидий, к нам импортируется «европеизм» всеми возможными каналами.

Пару лет назад я был приглашен одним директором в его начальную школу в Йиглаве. Он организовал встречу, на которой присутствовали еще около 50 директоров школ, посвященную «современной европейской концепции образования». В её проведении ему посодействовала значительной суммой из «европейских» источников некая пражская неправительственная организация, чей восторженный представитель присутствовал на встрече. Что это было?

Перед нами выступали двое учеников, которые задавали друг другу заученные вопросы, таким образом, они должны были продемонстрировать новый образовательный предмет. Суть простая: дети утром перед учебой собираются и решают, какие предметы у них будут следующие два часа: естествознание, рисование или история. Учитель уважает их решение. Я не верил своим ушам и несколько раз переспрашивал, было ли всё это всерьез. Оказалось, вполне всерьез. И даже из европейских фондов оплачено (о чем свидетельствовал роскошный фуршет в школьной библиотеке после окончания мероприятия).

Разложение и хаос в чешской образовательной системе широко открывает двери для идеологической обработки. Эта обработка не проводится грубо, заметно дискредитированной идеологией, но с помощью сложного искусственного мультикультурного продукта, импортированного с запада.

Эта идеологическая обработка тем проще, чем быстрее процесс разрушения традиционных семейных ценностей. Там, где недостает любящей руки матери одновременно с теплым влиянием отца, ребенку легко внушить, что это естественно, если в семье два отца или две матери. Там, где в семье нарушена функция связи между поколениями, гораздо легче убедить ребенка в том, что о его будущем должна заботиться не семья, а государство.
Заключение

Состояние образования — это отражение состояния общества. Ценности и отношения, которые царят в обществе, проникают и в образование. Если общество поддается вере в чужие символы и не верит в свои собственные силы, не стоит ожидать, что этот сбой никак не отразится на образовании.

Степень современной идеологической обработки детей посредством чешской образовательной системы считаю значительно более опасной, чем в последние годы эры коммунизма, поскольку та тонкая грань между правильным и неправильным сегодня размытая и нечеткая. Ее губительные следствия, хотя и заметны внимательному взгляду, для широкой общественности еще не видны. Перефразировав Хайека: настоящее время имеет особенность изобретать теплые и привлекательные имена старым и давно устаревшим содержанием.

Идеологической обработке содействует как коллапс и хаос в чешской образовательной системе, так и разложение семейных ценностей. Однако это не какие-то специфически чешские проблемы. Напротив, это прямые последствия неразберихи в ценностях и идейных исканий ЕС.

Возведение в культ слогана из начала 90-х годов прошлого столетия «обратно в Европу» не принесло чешской образовательной системе желаемого обогащения проверенными методами, но было лишь формой хилиастического преклонения и некритичного копирования «всего заграничного».

Хотелось бы сказать, что помочь сложившейся ситуации не так трудно. Достаточно рассудительности и непредвзятости педагога. Ведь это именно они видят в идеологии европеизма, мультикультурализма и борьбы с глобальным потеплением скрытое наступление на свободу человека? Или они те, кто является сегодня важными факелоносцами этого «прогресса», измеряемого успешностью расходования европейских дотаций? Боюсь, что второе ближе к правде.