10 лет в Евросоюзе: «Потерянная надежда» (перевод заметки чешского политолога и экономиста)

Друзья, мы продолжаем публикацию серии переводов коротких заметок известных чешских евроскептиков из апрельского номера информационного бюллетеня Института Вацлава Клауса и представляем вашему вниманию статью чешского политолога и экономиста Мартина Сланого о десятилетии европейских экономических успехов. Перевод текста: Алексей Сарычев.

czech-3

Десять лет назад, когда Чехия вступала в Европейский союз, всюду говорили, что вступление обеспечит наше экономическое процветание. Утверждалось, что мы вступаем в союз, который после периода замедления своей экономической динамики находится на пути к переменам. Оптимизм относительно начала экономического роста ощущался всюду. Европейские политики буквально жили лиссабонской стратегией, принятой в 2000 году, с целью создать в ЕС до 2010 года самую динамичную и самую конкурентоспособную экономику мира. Десять лет спустя очевидно, что эти цели не выполнены даже частично. ЕС вместо самого динамичного стал одним из самых стагнирующих регионов в мире. Доля ЕС в мировой экономике продолжает падать, относительное отставание от США не изменилось. Вдобавок после евро-американского финансового кризиса 2008-2010 годов ЕС борется со стагнацией, с рекордно высокой безработицей и неустойчивыми общественными финансами.

slany

Мартин Сланый (слева)

 

Стагнация и отставание

Средний рост реального ВВП в 2004-2013 годах, по данным МВФ, в странах ЕС-27 составил 1,2%. Соединенные Штаты отметились ростом 1.7%. Мировой средний показатель за этот временной промежуток составил 3,8%. Еще больше отставание от быстроразвивающихся регионов. Средний рост ВВП в странах ASEAN-5 (включает Индонезию, Малайзию, Филиппины, Таиланд и Вьетнам) составил 5.2%, в развивающихся странах Азии (29 стран, включая Китай, Индию, Индонезию и др.) — 8,5% (см. граф. 1). Европейская экономика продолжает потерю своей динамики, которая началась, по крайней мере, еще в 70-х годах. Европейская экономика теряет не только свою экономическую мощность, но и экономическую силу: падает ее доля в  мировой экономике. В то время как еще десять лет назад страны ЕС составляли 31% мирового ВВП (по данным ВМФ), через десять лет этот показатель упал до 23,5%. Если посмотреть на показатель, который определяет уровень экономического развития государства — ВВП (ППС) на душу населения, ЕС, как и десять лет назад, составляет лишь 60% от среднего значения этого показателя Соединенных Штатов.

slany1

Граф.1. Средний рост уровня ВВП в развивающихся странах Азии, Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (ASEAN), в целом по миру, в США и в ЕС, 2004—2013 гг. Источник: МВФ

Некоторые экономисты (Bethune, Z., Cooley, T., Henriksen, E., a Rupert, P.: Europe’s Lost Decade? U.S. Economic Snapshot, February 2014) в связи с развитием европейской экономики, в частности после 2008 года, когда полным ходом себя проявил евро-американский финансовый и экономический кризис, говорят о настоящем периоде, как о потерянной декаде. Раньше так называли ситуацию в японской экономике в период девяностыхначала двухтысячных, и это был период долгосрочной стагнации. Параллель не случайна. Если сравнить японскую экономику тогда (от начала своей стагнации в 1991 году) и экономику ЕС сегодня (после 2008 года), мы придем к выводу, что европейская экономика сегодня гораздо слабей и находится в худшем состоянии, чем была японская во время своей потерянной декады. Это иллюстрирует граф. 2, который показывает развитие реального ВВП в Японии в 90-х годах и в США и Европе в период после евро-американского кризиса. На горизонтальной оси изображены кварталы.

slany2

Граф 2. Развитие реального ВВП в США, Японии и ЕС. Источник: europeansnapshot.com

Вершина экономического цикла перед началом рецессии — ноль (в Японии идет речь о втором квартале 1991 года, в США четвертый квартал 2007 года, в ЕС первый квартал 2008 года.). По горизонтальной оси значение реального ВВП, где значение 100 — докризисная вершина цикла. Видно, что экономика США и особенно ЕС (нижняя зеленая кривая) даже после 23-х кварталов не достигает докризисного уровня (100) и находится далеко от Японии во время ее потерянной декады.

Взгляд на европейский рынок труда за последние десять лет еще больше подтверждает сравнение с потерянной декадой. Высокая занятость и низкая безработица заявлены одними из важнейших задач ЕС, начиная с Маастрихтского договора (официально «Договор о Европейском союзе») и кончая сегодняшней Стратегией 2020. В СМИ часто упоминают о рекордном уровне безработицы в Испании или Греции, однако средний показатель по всему ЕС (включая страны с относительно низким уровнем безработицы, например, Германию) также показывает неблагоприятное состояние экономики. Это демонстрирует следующий граф. 3, который включает как общий уровень безработицы в ЕС-27, так и уровень безработицы среди людей младше 25 лет (данные Евростата). В течение десятилетнего периода уровень безработицы не снизился, а даже вырос, причем как общий, так и среди молодежи. Буквально трагическая ситуация в странах «южного крыла»: например, в упомянутой Греции общий уровень безработицы составляет 28%, а уровень безработицы среди людей младше 25 лет — 60%! Подобная ситуация и в Испании, где общий уровень безработицы 28%, а среди людей младше 25 лет — 56%.

slany3

Граф. 3. Уровень безработицы в ЕС — в целом (синяя линия) и среди молодежи до 25 лет (красная линия). Источник: Eurostat

Экономика ЕС в последние годы серьезно отстала от остальных регионов. По данным OECD, рост производительности труда в период 2007-2012 годов в США составил 1.5%, в странах G7 0.9%, в странах OECD средний рост составил 18%, однако в первых 15 членах ЕС только 0.18%. Также европейцы за последние десять лет стали меньше работать. Количество часов, проведенных на работе, падает. В то время как в 2004 году средний показатель отработанных часов за год составлял 1769 для ЕС-27 и 1677 для ЕС-15, в прошлом году эти показатели составили 1713 часов (примерно на 7% меньше) для ЕС-27 и 1634 часа для ЕС-15 соответственно.

Экономический кризис 2008 и 2009 годов показал проблемы общественных финансов и нефинансируемой и демотивирующей европейской социальной модели. Причем речь не идет об изолированной проблеме некоторых стран, проблемы бюджета характерны для всех стран ЕС. Среднее годовое значение дефицита бюджета в странах ЕС за последние 10 лет составило 3.5%. Высокие бюджетные дефициты проявились в огромном росте общего долга. Следующий график показывает рост долга (выраженный в % к ВВП) ЕС-27 за последние десять лет. В 2004 году уровень долга был на уровне 62% ВВП, сегодня он составляет 87%. В ближайшие годы ожидать какого-то улучшения не приходится.

slany4

Граф. 4. Рост долга (в % к ВВП) ЕС-27 зза последние 10 лет. Источник: Eurostat

 

Европейская экономика сбилась с пути

Главные макроэкономические показатели экономики ЕС (пожалуй, за исключением роста уровня цен) плачевны. Вместо ожидаемой высокой динамики, высокой занятости и ликвидации отставания от США экономика ЕС за последние десять лет отметилась стагнацией и противоположным развитием. Глобальный финансовый и экономический кризис полностью открыл трудности современной формы европейской интеграции и европейской социальной модели. Хотелось бы верить, что сегодня экономика ЕС находится на распутье. Однако шаги, предпринимаемые Европейским союзом, главным образом последовательные старания укрепить унификацию, говорят о том, что ЕС уже давно сбился с пути и вернуться на этот путь будет нелегко.