Два старейших швейцарских банка, основанных на рубеже XVIII-XIX столетий, нарушили длившееся более двухсот лет молчание и опубликовали финансовые отчеты. Надежность, секретность и полная конфиденциальность вклада, которыми в народе славились банки Швейцарии, постепенно под нажимом финансовых регуляторов из США и Европы уходят в прошлое, и, казалось бы, надежно спрятанные на счетах банков Гельвеции миллиарды евро и долларов могут оказаться под лупой следствия и конфискации. Дорогие читатели, «Спутник и Погром» приглашает вас в путешествие по увлекательному миру банков Швейцарии и их тайных финансовых махинаций.
Прежде чем пуститься в рассуждения о хитросплетениях финансового мира, автор приглашает познакомиться с двумя его великими «молчунами»: банками «Pictet & Cie» и «Lombard Odier», а заодно узнать, кто же заботится о капиталах крупного бизнеса.
Великие молчуны заговорили
Итак, банк «Pictet & Cie» ведет свою деятельность с 1805, а «Lombard Odier» — с 1796 годов, оба банка — одни из старейших в Швейцарии. «Pictet» — это частный банк, который принадлежит весьма, весьма ограниченной группе лиц и специализируется на услугах private-banking (грубо говоря, управляет частными капиталами состоятельных клиентов. — прим. авт.). Любопытный факт, что приставка «Cie» в названии швейцарского банка указывает на то, что банком управляют партнеры, то есть управляющие, которые отвечают по обязательствам банка не только своим личным, но также и семейным имуществом. Считается, что благодаря такой поруке управляющие гораздо более консервативно и осторожно относятся к деловой деятельности, нежели топ-менеджеры коммерческих банков. До января нынешнего года по заведенному еще в XIX веке порядку деятельность банка находилась в ведении восьми управляющих. С первого января 2014 года банк из-за нажима органов, регулирующих международный финансовые потоки, отказался от проверенной веками структуры управления, и на сегодняшний день у банка 49 акционеров, в число которых входят управляющие партнеры.
Второй «молчун» — банк «Lombard Odier», который так же, как и «Pictet», принадлежит к числу швейцарских банков, управляющих деньгами богатых клиентов. Кстати, насколько «Спутнику и Погрому» удалось узнать, минимальные суммы, с которыми банкиры из «Lombard Odier» и «Pictet» склонны открыть счета, начинаются примерно с миллиона долларов, но так как за швейцарский опыт нужно платить и причем платить прилично, то лучше всего заглянуть в банк с суммой от 3 до 10 миллионов долларов. До сих пор «Lombard Odier» находился в руках восьми управляющих партнеров, но, как и их конкурентам из «Pictet», банку пришлось изменить структуру управления.
Цифры, цифры и только цифры
Благодаря изменениям в структуре управления поменялся и юридический статус банков, а они сами получили возможность привлекать новых вкладчиков, выпуская акции, то есть, утрируя, получили доступ к новым капиталам. Правда, к этому добавилась и одна обязанность, благодаря которой, собственно, и появилась на свет эта статья, — публиковать финансовые результаты.
Суммы, которые стоят за сухими цифрами отчетов банков для богатых, впечатляют. На 30 июня 2014 года общая сумма клиентских активов в банке «Pictet», включая ответственное хранение, составила 441 миллиард долларов. Теперь, читатель, самое время познакомиться с активами банка «Lombard Odier». Активы клиентов банка «Lombard Odier» на конец июня 2014 года: общая сумма клиентских активов (включая ответственное хранение) — 230 миллиардов долларов. Консолидированная прибыль «Pictet» за шесть месяцев составила почти 221,5 миллиона долларов, «Lombard Odier» — 68,2 миллиона долларов. В рейтинге известной британской консалтинговой фирмы «Scorpio Partnership» «Pictet» находится на 10 позиции среди финансовых организаций, управляющих деньгами богатых клиентов, опережая таких акул рынка, как «Goldman Sachs», «JP Morgan» и «Julius Baer». «Lombard Odier» в том же рейтинге занимает почетное 19 место. Читатель, ты вправе, конечно, задаться вопросом: а кто же на первом месте?.. Первая тройка — это: швейцарский UBS с 1,705; «Bank of America» с 1,673; и «Wells Fargo» с 1,400 триллионами долларов. Но сегодня герои нашего рассказа не американские, а швейцарские банки, так что, читатель, вернемся в родную Европу, в старую добрую Гельвецию. Гельвецию, которая оказалась чуть ли не в состоянии финансового конфликта с США, после того как в начале нынешнего века американские власти начали крестовый поход, призванный вывести на чистую воду миллионеров, уклоняющихся от уплаты налогов.
Швейцарская финансовая гвардия против Америки
О нешуточных сражениях, что разыгрались на финансовом и дипломатическом поприще между Швейцарией и США, можно узнать из эпизодических сообщений в наших средствах массовой информации.
Вернемся на минуту в тот уже далекий 2009 год, когда грянул кризис, а тогдашние чиновники Гельвеции прямо заявляли о войне: «Мы находимся в состоянии экономической войны», — говорил президент Комиссии по контролю над финансовыми рынками Эжен Халтнер. «Нам необходимо действовать единым фронтом», — вторил ему бывший министр иностранных дел Эрнст Мюлеманн. «UBS – на линии огня!» — предупреждал профессор экономики Бернского университета Петер Кунц. Гнев тогдашних элит Швейцарии вызвало требование американской налоговой службы IRS к банку UBS предоставить информацию о 52 000 его клиентов в США, которые подозревались в налоговых махинациях. Тем не менее, несмотря на сопротивление Швейцарии, американцам все-таки удалось добиться существенных успехов в войне с банками, прикрывающимися законами о тайне вклада. В феврале 2009 года UBS в ходе расследования признал, что с 2000 по 2007 годы американцы открыли в нем около 19 тысяч счетов, на которых в общей сложности находилось 18 миллиардов долларов, о которых господа в Американской налоговой службе и знать не знали. В результате UBS согласился выплатить американским властям 780 миллионов долларов. На этом злоключения крупнейшего банка Швейцарии не закончились. Два года назад UBS снова пришлось заплатить штраф величиной в 1,5 миллиарда долларов. В этот раз пришлось заплатить за махинации с межбанковской ставкой кредитования LIBOR (процентная ставка по межбанковским кредитам. — прим. авт.). В августе 2013 года Американская комиссия по ценным бумагам (SEC) снова обратила внимание на UBS, потребовав выплатить 50 миллионов долларов за финансовые махинации.
Помощь американским клиентам в уклонении от налогов буквально стоила жизни старейшему банку Швейцарии (дата основания — 1741 год. — прим. авт.). Читатель, если ты подумал, что американский спецназ ворвался в офис банка и в лучших традициях голливудских боевиков захватил и с пристрастием допрашивал управляющих банка, а затем уничтожил свидетелей и улики, то ты ошибаешься. На самом деле все намного прозаичнее. Пойманный в США с поличным банк «Wegelin» обвинили в сокрытии от американской налоговой службы как минимум 1,2 миллиарда долларов. Во время судебного разбирательства банк признал свою вину, согласился выплатить 57,8 миллиона долларов штрафов, после чего прекратил банковскую деятельность.
Буквально несколько месяцев назад, в начале весны, в поле зрения американского регулятора попал еще один крупнейший швейцарский банк — «Credit Suisse». Высокопоставленные чиновники США сообщили, что банк активно помогал тысячам богатых американцев прятать свои доходы на счетах, открытых на подложные имена в течение как минимум нескольких десятков лет. Как результат, штраф величиной в 2,6 миллиарда долларов. Кстати, читатель, банкиры поговаривают, что именно привычка Американской налоговой службы выписывать штрафы величиной в миллиарды долларов заставила героев нашего рассказа, банки «Pictet» и «Lombard Odier», изменить структуру своего управления и начать публиковать финансовые отчеты.
Да и сам «Pictet» оказался в десятке швейцарских банков, против которых Минюст США ведет уголовное расследование. Обвинение то же — помощь американским клиентам уходить от уплаты налогов. А тут еще и призрак «убиенного» банка «Wegelin» бродит по Гельветской Конфедерации… Несмотря на успехи, натиск американцев на тайну банковского вклада в Швейцарии получил отпор. Парламент Швейцарии не далее как в прошлом году отклонил закон, обязывающий банки раскрывать властям США всю информацию по счетам.
Сноуден по-швейцарски
Наш рассказ о швейцарских банках был бы далеко не полон, если бы пришлось промолчать о том, что у беглеца Сноудена есть швейцарский двойник Эрве Фальциани. Итак, читатель, пред тобой история кражи на сотни миллионов евро, побега, соперничества секретных служб…
Господин Фальциани, по профессии IT-специалист, трудился с 2002 по 2008 год на «HSBC Private Bank (Suisse)», зарегистрированный в Женеве банк-дочку английского HSBC. Трудился, пока не украл часть огромной базы данных банка (около 127 тысяч клиентов HSBC со всего мира. — прим. авт.), которую впоследствии передал правоохранительным органам Франции, Греции, Испании и Соединенных Штатов Америки.
Что имело крайне неприятные последствия для клиентов банка, до сих пор успешно уклонявшихся от уплаты налогов. Какие? Так, только налоговой службе Испании удалось идентифицировать более 650 лиц, скрывавшихся от уплаты налогов. Среди них оказался ныне покойный глава крупнейшего испанского банка «Santader» маркиз Эмилио Ботин. В результате разбирательства Ботин признал существование секретных счетов в Швейцарии и согласился выплатить в бюджет Испании сумму в 200 миллионов евро. Остальные уклонисты от налоговой Фемиды пополнили бюджет Испании на 60 миллионов евро. Если в Испании уклонисты от налогов, в общем-то, признали свою вину и тихо и мирно поделились деньгами с правительством, то в Греции начался самый настоящий триллер вкупе с исчезновениями документов и подозрительными смертями. Прежде чем мы приступим к увлекательной интриге по-гречески, автор считает необходимым предупредить читателя: фамилии и имена греков довольно таки заковыристые.
В октябре 2010 года тогдашний министр финансов Франции Кристин Лагард любезно передала министру финансов Греции Георгосу Папаконстантину список, основанный на данных Фальциани, с 1 991 греком, уклоняющимся от уплаты налогов в родной стране. Список стал позже более известен как «список Лагард». К разочарованию французов, переданная ими информация тихо исчезла в дебрях греческих министерств. Кстати, впоследствии правительство Греции официально заявило, что список… потерялся. Возможно, для греческих политиков и бизнесменов все бы и обошлось, если бы не один исключительно дотошный журналист Костас Ваксеванис, который буквально взорвал Грецию публикацией «списка Лагард» на страницах своего журнала «Hot Doc», за что, кстати, и поплатился, попав по обвинению в разглашении тайн частной жизни под судебное преследование.
Вскоре после откровений Ваксеваниса начался карнавал арестов. В начале октября 2012 года арестовали Янниса Сбокоса (получил 16 лет тюрьмы в 2013 году. — прим. авт.), бывшего генерального секретаря министерства национальной обороны Греции, ответственного за покупку вооружений. Сел и патрон Сбокоса — экс-министр национальной обороны Акис Цохадзопулос (приговор — 20 лет тюремного заключения — прим. авт.). Экс-министра буквально похоронила целая лавина обвинений в откатах и отмывании денег при заключении оборонных контрактов. По данным следствия, министр успел прилично заработать при покупке четырех немецких подводных лодок и российских систем ПВО среднего радиуса действия «ТОР М-1». В довесок, согласно «списку Лагард», у Цохадзопулоса оказалось 178 миллионов евро на счетах в Швейцарии. Кстати, читатель, думаю, ты не удивишься, если узнаешь, что на следующий день после ареста г-на Сбокоса покончил жизнь самоубийством (?) бывший замглавы МВД Греции (в 1999-2001-м годах. — прим. авт.) Леонидас Цанис. Здесь уместно процитировать сообщение СМИ: «Леонидас Цанис повесился в четверг в своем доме, сообщил один из его родственников. Он был ранее назван в числе 35 политиков, попавших под расследование финансовой полиции». Вскоре после его перехода в мир иной скоропостижно скончался еще один фигурант «списка Лагард» — Власис Камбороглу. Тело греческого бизнесмена нашли в номере гостиницы в столице Индонезии — Джакарте.
Напомним, что компания г-на Власиса Камбороглу «DrumilaHellas» принимала активное участие в заключении контракта на поставку противоракетных систем «ТОР М-1» для Греции. Сам же Камбороглу в то время был вхож в круг близких друзей Цохадзопулоса и Сбокоса. Вот такая история коррупции от греков. Здесь нам уместно вернуться на минутку к Георгосу Папаконстантину, который, как ты, читатель, помнишь, получив данные у Лагард, умудрился их потерять. Тайна забывчивости министра, как выяснилось, объясняется просто: в списке, переданном правительству Греции в 2010 году, оказались фамилии двух двоюродных сестер Папаконстантину и их мужей. Чтобы было интереснее, в том же списке фигурировала и мать бывшего премьер-министра Греции Георгиоса Папандреу: по данным «Financial Times», достопочтенная матрона хранит на швейцарском счету 550 миллионов евро. Что же касается США, то американцам удалось заставить HSBC заплатить штраф величиной в 1,92 миллиарда долларов.
Так что, дорогой читатель, как ты смог убедиться, каковы бы ни были причины, заставившие айтишника из HSBC, пуститься во все тяжкие, его откровения, хотя и принесли пользу обществу, стоили кому состояния, а кому и жизни. Стоп, а действительно, каковы причины? Альтруизм, как у Сноудена, или что-то другое? Сам идейный борец с банковским змием утверждает, что на тропу войны с банками его заставили выйти «постоянные нарушения банком основных прав граждан, осуществляемые при помощи манипуляций денежными средствами, вместо того чтобы эти капиталы использовать для блага общества». Согласно одной из менее романтичных версий, толчком, заставшим айтишника начать собирать компромат на клиентов, стали нереализованные амбиции. Фальциани предложил своему начальству усилить компьютерную систему безопасности банка, после же того, как начальство предложение отвергло, оскорбленный до глубины души айтишник решил доказать свою правоту и принялся шарить по базам данных. Существует и другая, весьма прозаичная, версия, которую активно эксплуатируют пострадавшие финансисты и клиенты банка. Фальциани вовсе не бесстрашный добрый Робин Гуд, а жадный Плюшкин, решивший подзаработать денег. В пользу этой версии говорят признания бывшей коллеги Фальциани Михаэль Джорджины (скорее всего, парочка поддерживала интимные отношения — прим. авт.). Женщина утверждает, что Фальциани убедил ее, что разведется, и затем использовал для того, чтобы зарегистрировать компанию-однодневку в Гонконге, дабы заняться перепродажей украденных у банка данных иным финансовым компаниям и разведывательным службам.
Какая версия истинна, а какая нет, автор судить не берется, оставляя сие удовольствие читателю, но факт остается фактом, что после этого поступка жизнь Фальциани круто изменилась. Для начала ему пришлось бежать из Швейцарии, в которой за кражу секретной информации незадачливому борцу за справедливость грозят годы тюремного заключения. Затем пришлось побывать в испанской тюрьме, пережить похищение агентами израильского Моссада, которые, как говорит Фальциани, требовали имена владельцев счетов, принадлежащих к организации «Хезболла» и могущих стоять за финансированием террористических актов в Израиле. Гельветская Конфедерация же твердо решила поймать и прилюдно наказать беглого айтишника, отправив его в тюрьму. Он, кстати, скрывается во Франции и находится под неусыпной охраной тамошних спецслужб.
Российские миллиарды в швейцарской кубышке
«А что же наши россияне, — спросит читатель, – неужели не прячут денежки по банкам и углам Швейцарии, а держат все в родных российских банках да чулках, спрятанных под диваном у грозной тещи?» Ан, нет ручеек миллионов и миллиардов долларов из России давно плывет на счета частных банков Конфедерации Гельвеции.
Уместным будет отметить вслед за авторитетными деловыми изданиями: российские граждане и компании, как считается, хранят в банках Швейцарии активы на сумму несколько сотен миллиардов долларов. Всего активы иностранных (фактически офшорных) компаний и граждан в швейцарских банках оцениваются в сумму около 3 триллионов, причем, по данным Нацбанка Швейцарии (внимание!), до четверти из них может принадлежать фондам и гражданам бывшего СССР и Восточной Европы. Далее, согласно информации Банка России, за первый квартал 2014 года физические лица вывели 11,2 миллиарда долларов. из России, что почти на 70% больше, чем за аналогичный период 2013 года. Четверть этих денег пришлась на Швейцарию — в три раза больше, чем в первом квартале 2013 года.
Кстати, читатель, возможно, тебе будет любопытно узнать, что наши родимые олигархи тоже получили своего «Сноудена-швейцарца». Сейчас речь пойдет не о Фальциани, о котором уже говорилось выше, а об одном из сотрудников частного банка «Hyposwiss». Итак, вкратце: бывший сотрудник этого банка активно собирал информацию, касающуюся обвинений одного российского олигарха против другого. Напомним, в период 2010-2012 годов имел место активный конфликт между Олегом Дерипаской и Владимиром Потаниным. Победитель получал контроль над гигантом по добыче никеля – «Норильским Никелем». Ныне бывший сотрудник «Hyposwiss» предложил адвокату Олега Дерипаски информацию о финансовых транзакциях структур Владимира Потанина. Цена вопроса — 2 миллиона швейцарских франков. К сожалению для несостоявшегося миллионера, адвокат хоть и согласился на сделку, но сообщил в швейцарскую федеральную прокуратуру. В результате наш герой из банка вылетел с треском и получил год тюрьмы плюс два года условно.
Поскольку наш краткий экскурс в мир швейцарских банков подходит к концу, автору хотелось бы вспомнить о том, как Запад искал в Швейцарии, но не нашел личное состояние президента РФ Владимира Путина. В апреле, когда на Украине еще только-только начиналась осада Славянска, влиятельная британская газета «The Times» сообщала: «США готовы разыграть очень личную карту в отношении президента Путина, если он решит направить войска в Восточную Украину, — передает издание. — Как предполагается, у российского лидера есть 40 миллиардов долларов в швейцарских банках, которые могут быть заморожены». Дальше еще интереснее: «Источники в разведслужбах Запада предполагают, что личное состояние Путина, накопленное благодаря солидным долям акций в российских энергетических компаниях, надежно хранится на счетах в Швейцарии», — отмечает газета. Статья вызвала ажиотаж, но 40 миллиардов долларов, несмотря на все усилия, канули как в воду, а разговоры о них пока что и вовсе сошли на нет.
В заключение текста, дорогой читатель, автор позволит себе процитировать слова небезызвестного американского политического деятеля Бенджамина Фраклина: «Кто утверждает, что деньги могут сделать все, вполне вероятно, сам может сделать все ради денег».