Древняя ливанская государственность, которую символизирует одноименный ливанский кедр, родилась 3 тысячи лет назад и начинается с основания знаменитых финикийских торговых городов Тир и Сидон — крупнейших мегаполисов того времени. Средиземноморская Финикия успела побывать в руках многих древних государств — Ассирия, Персия, Македония, Рим, Византия, и это далеко не полный список. Богатый край предприимчивых торговцев-семитов неслучайно привлекал к себе внимание великих государств древности — он находился на стыке важных торговых путей, имел удобные гавани, его населяли мастеровитые и деловые люди. Древний Ливан был настоящей золотой жилой, ведь его жители создали невероятно огромную для того времени торговую сеть, простирающуюся на все Средиземноморье. А некоторые купеческие пути доходили даже до Британских островов. Однако, как говорили римляне: «так проходит слава мирская». Сегодняшний Ливан — нестабильное государство, фактически находящееся в состоянии перманентной гражданской войны. И это его сегодняшнее положение почти полностью обусловлено событиями второй половины ХХ века.
Цветущий Бейрут
В это трудно поверить, но меньше ста лет назад Ливан называли второй Швейцарией, а Бейрут — ближневосточным Парижем. Основу процветания ливанского государства заложили французские власти. В 1920 году по результатам Первой мировой войны Сирия стала подмандатной территорией Франции, а так называемый Великий Ливан выделили в отдельную составную часть в рамках этого мандата (1920–1943).
Конфликты между ведущими конфессиями страны начались почти сразу. Арабы-сунниты рассматривали Великий Ливан как арабо-мусульманское государство в союзе с Сирией. Христиане-марониты (в 20-х годах XX века абсолютное большинство — около 60% населения), шииты и друзы считали Ливан христианско-финикийским государством, ориентированным на Францию и Запад в целом. Марониты — арабы-христиане, последователи древней Маронитской католической церкви, корнями уходящей в IV–V века, когда жил легендарный основатель этой древней восточной общины Святой Марон. В эпоху Крестовых походов марониты помогали крестоносцам, а в XVI веке признали верховенство Римской католической церкви. Пока маронитская община сохраняла господствующее положение, Ливан считался оплотом христианства в арабском мире.
Понятное дело, что французские колониальные власти делали ставку на маронитов, людей, тяготевших к западной культуре. Благодаря поддержке французов и своему размеру маронитская община достигла в стране ведущего положения. С 1934 года христиане-марониты традиционно занимали посты президента страны, главнокомандующего и председателя ливанского ЦБ.
В 1943 году с ослаблением французской колониальной системы Ливан смог получить независимость. Конституция, однако, не определяла порядок взаимоотношений между общинами. Стороны заключили «Национальный пакт» — устное соглашение между конфессиями. Пост президента страны закреплялся за маронитом, премьер-министра — за суннитом. Спикера парламента избирали из шиитов. Места в парламенте распределялись похожим образом — 6 христиан на 5 мусульман. Пакт подразумевал определенный компромисс и по другим важным вопросам: христиане отказывались от стремления превратить Ливан в западную страну с активным вмешательством европейских государств, прежде всего Франции. Мусульмане, в свою очередь, отвергали проект «Большой Сирии» под властью Дамаска (в Османской империи существовала такая провинция). Ливан объявлялся нейтральной страной, своеобразным мостом между Ближним Востоком и Европой.
В стране сложилась модель консенсусной государственности. На Ближнем Востоке, где обычно царствует одна этноконфессиональная община (не всегда принадлежащая к большинству), такая система правления оказалась уникальной и во многом работоспособной. Ближайший аналог такой системы можно обнаружить в Европе — в Швейцарии (но там власть между общинами делят не по религии, а по языку).
При французах Бейрут процветал и постепенно превратился в экономический и культурный центр. Столица Ливана стала настоящим мегаполисом западного типа, разве что с арабской спецификой. Благодаря особому шикарному облику, который сочетал архитектуру самых разнообразных эпох начиная от правления могущественной Финикии и заканчивая господством Османской империи и Третьей республики, Бейрут прославился как «Париж Ближнего Востока». С 1940-х годов столица Ливана превращается в центр урбанизации страны — в город устремляются тысячи сельских жителей. Необычный мегаполис подарил миру необычных и талантливых людей — знаменитый актёр Киану Ривз, армяно-американская рок-группа System of a Down, джаз-рок певица Айлин Хачатурян и другие.
Бейрут, фотографии 1965 г.
Колониальное наследие играло Ливану на руку — благодаря тесным связям с Европой развивался туризм, западные инвесторы охотно вкладывали деньги. Казалось, под кедрами суждено расцвести одной из самых благополучных стран мира. Однако местоположение Ливана сыграло с ним злую шутку.
Проклятый географией
После образования государства Израиль (1948) и начала арабо-израильских столкновений обстановка на Ближнем Востоке резко обострилась. Ливан обнаружил себя в окружении беспокойных соседей — Иордания, Сирия, Египет и многие другие молодые арабские демократии любили побряцать оружием. Палестинские беженцы тысячами устремились в Ливан, спасаясь от бедствий. Израильский вопрос накалил отношения между конфессиями.
Противостояние нарастает, и в стране появляются различного рода политические группировки, объединенные по этнорелигиозному признаку. Вот самые крупные:
— Правая фалангистская партия «Катаиб». Ее возглавляет политический клан Жмайелей, маронитов-западников, стремящихся превратить Ливан в образцовое европейское государство.
— Отряды милиции христианского полевого командира Сулеймана Франжье. Последний считается одним из самых кровожадных политиков Ливана, на его счету около 700 жертв — таким образом он вёл борьбу с другими политическими кланами. Имеет тесные связи с сирийским политическим кланом Асадов.
— Национально-либеральная партия Камиля Шамуна, включая боевое крыло партии — «тигров». Маронит армянского происхождения (выделил армянам 10 депутатских мандатов). Занимал пост президента страны с 1952 по 1958 год. Прославился своими радикальными антиисламистскими взглядами и получил прозвище «крестоносец Ливана». В 1958-м разразился глубокий политический кризис, вызванный восстаниями мусульман (многие из которых состояли в социалистических партиях) против христианского доминирования. Шамун пытался подавить кризис силовыми методами и даже прибег к помощи американских интервентов (под предлогом борьбы с международным коммунизмом — доктрина Эйзенхауэра), однако тем самым лишь ускорил свой конец как президента (его соратники, например, Катаиб, не терпели иностранного вмешательства). После сдачи полномочий концентрируется на партийной деятельности.
— Прогрессивно-социалистическая партия, возглавляемая политическим кланом Джумблатов. Хотя формально партия является светской, она всё же представляет в первую очередь интересы этноконфессиональной общины друзов.
— Ливанская коммунистическая партия. Опять же, несмотря на название, представляет интересы прежде всего мусульман (которые, разумеется, больше чем христиане представлены в нижних слоях населения), хотя и имеет достаточно пестрый состав — от шиитов и христиан до друзов и суннитов.
— Шиитская партия обездоленных «Амаль», представленная преимущественно в южных районах Ливана, где высока концентрация шиитов.
— Сирийская ветвь партии «Баас». Представляет интересы мусульман (доктрина панарабизма) и Сирии — там с 1963 года установлено однопартийное правление этой партии.
И это далеко не полный список. Ливан подошел к Гражданской войне (1975–1990) с полным набором всевозможных политических группировок различного политического спектра, представляющих интересы разных этнических групп. Однако главной причиной и катализатором внутренних противоречий стали события внешнеполитические.
В 1967 году разгорелась победная для Израиля и катастрофическая для арабских государств шестидневная война. Еврейское государство оккупировало обширные территории в Палестине, заняло Голанские высоты и Синайский полуостров. Сотни тысяч палестинских беженцев начали покидать свою родину и устремились в соседние страны. В конце 60-х в Ливане появились лагеря беженцев, и здесь же обосновалась штаб-квартира Организации Освобождения Палестины (первоначально располагалась в Иордании, но события Черного сентября 1970 года заставили ООП сменить дислокацию). К 70-м годам палестинская диаспора увеличивается до нескольких сотен тысяч человек. Для государства с населением 2,5 миллиона это огромная цифра (сейчас в Ливане проживает около полумиллиона только зарегистрированных палестинцев на 6 миллионов населения). Резко усиливается мусульманский лагерь страны, христиане теряют большинство. Вдобавок ко всему палестинцы начали проводить военные атаки на Израиль с территории Ливана, втягивая тем самым некогда миролюбивое государство в ближневосточные разборки. Юг страны практически полностью переходит под контроль палестинцев, и Израиль вынужден всё больше вмешиваться во внутренние дела Ливана.
Изменение демографического баланса в пользу мусульман, вмешательство других стран в конфликт и палестинская проблема обусловили начало гражданской войны. Мусульмане всех мастей — коммунисты, насеристы, палестинцы — объединились под стягами Национально-патриотических сил, руководимых Камалем Джумблатом. Им противостоял христианский Ливанский фронт, возглавляемый Пьером Жмайелем и Сулейманом Франжье. Однако мусульман было больше, и христиане постепенно терпели поражение. Франжье, который в 1976 году занимал пост президента, решил опереться на Сирию — в том же году в Ливан вошли сирийские войска, поддерживавшие христианские силы. Интервенция Дамаска привела к установлению в Ливане просирийского режима во главе с маронитом Ильясом Саркисом (1976–1982).
В 1976 году для борьбы с ООП Израиль создает марионеточную Армию Юга Ливана, руководимую Саадом Хададом и представляющую интересы христиан (хотя до 60% личного состава составляли шииты). Южане действовали достаточно жестко, уничтожая гражданские объекты и убивая мирное население. АЮЛ выполняла для Израиля грязную работу, а самое главное — охраняла ливано-израильскую границу от проникновения палестинских боевиков.
Для ослабления враждебных политических группировок организовывают громкие убийства их лидеров. В 1977 году убили Камаля Джумблата, что привело к распаду шиитского лагеря и ослаблению мусульман. А в 1978 году удар был нанесен по христианскому Ливанскому фронту — погиб Тони Франжье. Ливанские силы раскалываются на два лагеря:
— Просирийский лагерь клана Франжье в альянсе с мусульманами-суннитами Рашида Караме, лидера Фронта национального спасения.
— Прозападный лагерь маронитов-фалангистов во главе с кланом Жмайелей, который выражал интересы христиан, а также союзных им друзов и шиитов. Опирался на поддержку Израиля и США.
В 1982 году после крупных успехов фалангистов в борьбе с просирийскими силами первые заключили тайное соглашение с Израилем, по которому евреи обязались помочь освободить Ливан от сирийских сил и палестинского присутствия. 6 июня 1982 года началась знаменитая операция израильских вооруженных сил «Мир Галилее».
Израиль организовал массовое нападение на штаб-квартиру ООП и основные лагеря беженцев (фалангисты при поддержке евреев устроили резню в палестинских лагерях Сабра и Шатила), за что подвергся жесточайшей критике со стороны ООН и арабских государств. По результатам войны ООП была вынуждена перебраться в Тунис, а Израиль создал на юге Ливана зону безопасности, которую контролировал совместно с АЮЛ вплоть до 2000 года. В год начала операции появилась шиитская террористическая организация Хезболла — как ответ на действия еврейского государства.
Интернационализация конфликта, вмешательство Израиля, Сирии, США (выступали посредниками), борьба внутри фракций привели к тому, что гражданская война в Ливане превратилась в войну всех против всех. Продолжились политические убийства — в сентябре 1982-го погибает президент страны Башир Жмайель, в 1987-м убит премьер Рашид Караме. Общество начинало уставать от войны и все чаще требовало политического решения конфликта. В 1989 году по инициативе Лиги арабских государств начинается мирный процесс — по его итогам принимают документ о Национальном взаимопонимании, по которому в парламенте и правительстве мусульмане и христиане должны были делить места поровну. Таким образом, конец христианского доминирования был закреплен уже официально.
В декабре 1990 года формируется правительство национального единства во главе с Умаром Караме. Устанавливается хрупкий мир, начинают разоружать боевиков — в первую очередь произраильских фалангистов. Сохраняется сирийское присутствие, сторонником которого выступает выходец из маронитской военной аристократии Эмиль Лахуд. Однако новый премьер-министр Рафик Харири, мусульманин-суннит, сделавший миллиардное состояние в Саудовской Аравии, жестко критикует сирийцев. Харири поставил две главные задачи — восстановить экономику Ливана, разрушенную гражданской войной, а также изгнать сирийских интервентов. Экономику он восстановил, но за борьбу с Дамаском поплатился жизнью. В 2005 году Харири убили, и в этом громком деле многие увидели сирийский след (впоследствии выяснилось, что сработала Хезболла). На волне народного возмущения и международного давления Дамаску пришлось вывести войска из Ливана.
Летом 2006 года из-за террористических атак Хезболлы, контролировавшей юг Ливана, разгорелась ливано-израильская война. В течение месяца населенные пункты и инфраструктура Ливана подвергалась массированным бомбардировкам. Погибли и были ранены тысячи гражданских. При этом Израилю не удалось достичь основной цели (уничтожить шиитскую группировку), а юг Ливана перешел под контроль сил ООН.
Поучительный пример
Гражданская война унесла жизни 150 тысяч ливанцев. Погибла политическая культура, заложенная французскими властями — убийства оппонентов и существование от кризиса до кризиса стали обыденным делом. Древний Бейрут подвергся многочисленным разрушениям, от которых полностью не оправился до сих пор. Христиане-марониты, политико-экономическая элита страны, потеряли большинство, теперь их 21% (доля христиан всех конфессий снизилась до 40%). Сказались массовый приток мусульман и исход христиан-маронитов в более благополучные страны (маронитская диаспора насчитывает около 2 миллионов человек по всему миру). И хотя марониты и христиане в целом остаются важной силой в ливанском обществе, значение их с каждым годом падает.
Изменение числа сирийских беженцев в Ливане, июнь 2012 — апрель 2014 гг.
Новейшие события не оставляют повода для оптимизма. Арабская весна, гражданские войны в Сирии и Ираке — все это вызвало новые потоки беженцев, устремившихся в том числе и в Ливан. По последним данным, в шестимиллионном Ливане сейчас 1.5 миллиона (!) сирийских беженцев. Недавние проблемы с палестинцами теперь кажутся ливанцам детской игрой — в сентябре 2014 года премьер-министр Тамям Салям с трибуны ООН признал, что проблема беженцев стала для Ливана национальной катастрофой. В начале 2015 года ливанцам пришлось ввести ограничения на въезд. Очевидно, что страну в ближайшее время ждут новые междоусобные войны и хаос — Хезболла уже активно вовлечена в сирийский конфликт на стороне Асада. Нельзя исключать и приход Исламского Государства — не стоит забывать, что до недавнего времени оно называлось: «ИГ Ирака и Леванта», то есть Ирак, Сирия и Ливан являются для исламистов первоочередными целями.
В конечном итоге Ливан, когда-то оплот христианства, из-за наплыва агрессивных беженцев и разрушения баланса сил превратился в арену ожесточенного противостояния региональных держав. Исламизация Ливана (как из-за беженцев, так и из-за большей рождаемости среди мусульман) идёт ударными темпами.
Глядя на сегодняшний европейский кризис, нельзя не вспомнить о печальной судьбе Ливана — массовое, неконтролируемое нашествие мусульманских беженцев очень быстро превратило «ближневосточную Швейцарию» в очередной беспросветный Афганистан.
Конечно, маленький Ливан — это не огромная Европа. И все же Старому Континенту стоит задуматься о целесообразности безграничного радушия и сострадания к беженцам.
К счастью, некоторые европейцы уже начинают.