Русская Слобожанщина: как Путивль, Харьков и Сумы стали украинскими

slob-cover

Проведем эксперимент. Найдите любого русского, гордящегося возвращением Крыма, и спросите его: «А как же Харьков? А как же Киев? А как же Чернигов?» Многие, вероятно, скажут, что это уже украинская земля, с которой украинцы должны разбираться сами. Херсонес (по словам Владимира Путина) свят, а вот «Юго-Восток Украины» (судя по его же делам) — уже не очень.

Новороссия должна быть русской, и это обывателю часто ясно без дополнительных подсказок — название говорит само за себя. Но наш ли Харьков? Наши ли Сумы? Наш ли Путивль? Эти простые вопросы уже поставят обывателя в тупик: не хватит знаний уверенно сформировать точку зрения.

slob1

Кратковременный русский триумф — русское знамя над Харьковской ОГА

Дальше мы с опорой на исторические источники покажем, почему Харьков, Сумы и прочие города так называемой Слободской Украины — наши, русские. Украинцы не имеют никакого права удерживать эти земли.

Начать придется издалека. Зимой 1236-1237 года с востока пришли татары, неся с собой иго. Орды хана Батыя за 3 года захватили почти всю Русь, сожгли десятки городов, истребили и угнали в рабство множество людей. Раздробленная Русь не смогла сдержать натиск завоевателей и была вынуждена смириться с игом.

Не теряли времени и западные соседи Руси — Польша и Литва, почуяв слабость, начали активную экспансию на наших западных рубежах. Гнет орды был тяжел. Полтора с лишним века все силы русских князей уходили на борьбу с восточной угрозой — на польских и литовских захватчиков с Запада сил уже не оставалось, и постепенно они завоевывали все новые земли.

Например, белорусские самостийники любят повторять, что Смоленск — тоже Белоруссия, и что он-де входил в Великое княжество Литовское. Да, входил. А вот как именно он оказался в его составе, можно узнать из Московского летописного свода XV века:

slob3

Московский летописный свод конца XV века

Итак, в 1404 году литовским войском после продолжительной осады был взят Смоленск. Москва тогда не смогла противостоять находившейся на вершине могущества Литве. Смоленск, конечно, стал литовским — но далеко не добровольно.

Однако игу не суждено было продолжаться вечно. Московские князья из династии Рюриковичей постепенно наращивали силы, сокрушая своих противников. После падения Большой Орды настал черед рассчитаться с Литвой. В 1500 году великий князь Иван III начал войну с Великим княжеством Литовским — и это была освободительная война за возвращение русских земель.

Кстати, уже тогда большая часть литовского войска состояла из таких же русских людей — печальная традиция донбасской войны, где сейчас русские по временам воюют с русскими на вражеской службе, началась не вчера.

Западнорусская летопись повествует:

slob4

Летописи белорусско-литовские. Летопись Рачинского

Здесь любопытен еще и сам язык летописца. Современный человек может понять его безо всякой дополнительной подготовки. Русский Московской летописи и русский литовской летописи отличаются только деталями — какую бы замысловатую древнеукраинскую фэнтези-мифологию ни сооружали самостийники, этот простой факт изменить невозможно.

slob5

Слева: великий князь Иван III Васильевич, государь всея Руси. Справа: Василий III Иванович, государь всея Руси

Сын Ивана III Василий продолжил дело отца. Возрожденное Русское государство было достаточно сильным, чтобы вернуть Смоленск. Слово вновь предоставляется литовской летописи:

slob6

Летописи белорусско-литовские. Летопись Рачинского

К середине XVI века сложилась следующая обстановка:

slob7

Нажмите для увеличения

Русское государство вернуло себе значительную часть русских земель, в том числе города Чернигов, Путивль, Рыльск, Брянск, Гомель, Стародуб, Псков, Смоленск и прочие. Более того, в состав Русского государства вошли южнорусские земли в верховьях Ворсклы, Северского Донца, Оскола и Псёла.

О существовании загадочных «украинцев» в этих местах западнорусская летопись ничего не говорит.

Откуда же тогда они взялись потом на левом берегу Днепра? К сожалению, вслед за успехами Ивана III и Василия III наступила эпоха поражений…

Сын князя Василия Иван Грозный завоевал опасные остатки Орды — Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, что позволило русским начать колонизацию бескрайних черноземных степей между Доном и Волгой (тогда-то и появились древнейшие казачьи войска).

Более того, Иван IV вынашивал план дальнейших завоеваний на Западе и начал для этого Ливонскую войну, однако Русское царство не выдержало многолетней военной нагрузки — последовало военное поражение. Ям-Запольское перемирие 1582 года лишило Россию выхода к Балтийскому морю и некоторых западнорусских земель.

slob8

Царь Иван IV Васильевич (Грозный), реконструкция облика по методу Герасимова

После смерти Ивана IV положение стало еще тяжелее — началось Смутное время и безвластие. Следует напомнить, что в 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую, что существенно обострило противостояние православных и католиков в этой новообразованной стране. Речь Посполитая решила воспользоваться смутой в России для реванша. Опустим подробности, но скажем, что даже несмотря на изгнание поляков из Москвы ополчением Минина и Пожарского Русское государство по итогам Смутного времени понесло чудовищные потери:

slob9

Нажмите для увеличения

В 1618 году русское правительство было вынуждено подписать Деулинское перемирие, по итогам которого Россия лишилась почти всех плодов побед начала XVI века. Россия потеряла Чернигов, Стародуб, Смоленск, Рославль, Гомель и многие другие земли. Разумеется, постоянные войны конца XVI — начала XVII веков не могли не отразиться на населении — значительно сократилась численность живущих в приграничных областях людей и площадь обрабатываемых земель, некоторые западные рубежи Русского государства буквально опустели…

Тогда же, в начале XVII века, малороссийское православное население, не выдерживая польского гнета, начало поднимать восстания. В первой половине XVII века одно восстание следовало за другим, но все они — до восстания Хмельницкого в 1648 году — были более-менее успешно подавлены польским правительством.

Разумеется, малороссийские крестьяне, а в особенности не попавшие в реестр казаки, не слишком хотели быть «быдлом» для польских панов, и потому массово переселялись в пределы Русского государства. Царское правительство смотрело на это благосклонно, ведь в переселенцах видели лояльное православное население, способное к тому же обрабатывать землю и оборонять юго-западные рубежи России от татар и поляков.

Для обезлюдевших земель такое переселение было благом. Не будем забывать, что даже несмотря на потерю огромного количества земель, в руках России по-прежнему оставались города Путивль и Рыльск, которые сейчас принадлежат Украине. Именно через эти западные форпосты Русского государства и двигался поток малороссийских переселенцев.

Тогда-то и начинается массовая колонизация Северской земли украинцами и образование Слободской Украины. Как это происходило? Тысячи колонистов прибывали в Русское государство и просили предоставить им право поселиться в его пределах на указанных царем землях. Чтобы читатель не сомневался в этом, предоставим источники.

Документ № 1

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холоп твой Митька Львов челом бьет.

В нынешнем государь, в 146-м году (1638 — автор) июня в 13 день приехол из Белагорода в Яблонов белогородской станичник Семен Ушаков. А в роспросе передо мною, холопом твоим, сказал: июня в 11 день пришли к Белугороду из литовских городов черкас тысечи с четыре и больши на твое государево царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии имя. А хотят, государь, те черкасы многие итти на житье в твой государев новой Красный город на Корочю (г. Короча, Белгородской обл. — автор). И будет, государь, в новый Красный город на Корочю те черкасы учнут приходить и к тебе, государю, бить челом учнут, чтоб им жить в новом Краснам городе, по[д] дворовые селитьбы отвесть земли и жить им в новом Красном городе, или учнут в твои государевы розные службы писатца, в конные казаки, или в стрельцы, или в пушкари и в затинщики, и о тех, государь, черкасех мне, холопу своему, что ты, государь, укажешь.

На об. л. 353 отметка о подаче: 146-го июня в 29 день с-Ываном Тепяткиным.

На об. л. 353 помета: 146-го июля в 9 день государь указал принимати в стрельцы, и в казаки, и в пушкари, а жалованья давать против казаков и стрельцов, а в то число стрельцов и казаков написать, а принимати добрых женатых и з животы, да и то досмотрити, чтоб дворы строили и пашню пахали.

ЦГАДА, ф. Разрядный приказ, Белгородский стол, стб. 105, лл. 353-354. Подлинник.

1638 год — это восстание малороссийского населения под предводительством Острянина и Гуни. Итак, более четырех тысяч (sic!) украинцев, которых тогда называли «черкасами», запросились на поселение в Русское государство. Царь Михаил Федорович дал добро.

slob10

Царь Михаил Федорович (первый царь из династии Романовых)

Документ № 2

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Куреск стольнику нашему и воеводе Ивану Васильевичю Бутурлину.

Как к тебе ся наша грамота придет, и ты б к нам отписал: в Курску в торговые дни в какову цену ныне по зимнему пути рожь и овес купят в московскую таможенную меру, и мочно ли в Курску на запас в наши житницы купить 2 000 чети ржи, да 1 000 чети овса. А отписал бы еси к нам о том не мешкая. А которые черкасы приедут в Куреск с Чюгуева и ис Корочи, и ты бы тем черкасом в Курску хлебные всякие запасы, и всякое съесное, и животину, и на одежу платье, деланое и неделаное, велел покупати повольною ценою безпошлинно. Да и на Чюгуеве с руских со всяких людей с продажново хлеба и со всяких товаров таможенные пошлины имати по нашему указу им не велено. И бирючем в торговые дни велеть прокликать не по один день, чтобы всякие торговые люди для всякого торговаго промыслу ездили на Чюгуево и торговали с черкасы безпошлинно всякими товары. А вина и табаку на Чюгуево на продажу однолично б никаков человек не возил.

Писан на Москве лета 7147 года (1638 — автор) ноября в 26 день.

На об. л. 622 помета: Такова ж грамота в Белгород, на Оскол.

ЦГАДА, ф. Разрядный приказ, Московский стол, стб. 134, л. 622. Отпуск. Опубл. АМГ, т. II, № 152, стр. 99-100.

Царь Михаил Федорович разрешил украинцам, приезжающим в Курск, торговать беспошлинно. Обратим внимание, что украинцы приезжают из Корочи и Чугуева. Посмотрим на карту Харьковской губернии (до 1917 года):

slob11

Если Короча — ныне Белгородская область, то Чугуев (южнее Харькова) достался Украине. Также отметим на карте города Сумы и Харьков — оба были основаны по приказу царского правительства в XVII веке. Оба ныне в составе Украины. И если Харьков можно считать условно прорусским городом, то в Сумах правят бал украинские националисты — бывший президент Ющенко как раз уроженец Сумщины.

Обратите также внимание, что в царской грамоте есть слово «русские» — несмотря на фантастические истории самостийников о том, что в «русских» москалей якобы придумал переименовать Петр Великий. Разумеется, любой мало-мальски образованный русский человек понимает всю абсурдность самостийных теорий, но для многих такие цитаты — открытие.

Документ № 3

Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии бьют челом холопи твои переезжие черкасы Воронежскова уезду, села Костенка, Ларька Михайлов да Сенька Ондреев и во всех товарыщчев своих места 300 человек.

По твоему государеву указу поселилися мы, холопи твои, на тотарской сокме в селе Костенках, и домишка свои построили, и церковь божию сорудили. А приходы, государь, в Воронежской уезд к нам, холопем твоим, тотарские частые. И нам, холопем твоим, от тех тотар ущумтитца и отсидетца нельзя, пометав, государь, домишка свои и животишка в лес. А город, государь, от нас поудалел верст с 40. А по твоему государеву указу велено было делать городок воеводе Мирону Андреевичи Вельяминову руским людей на том месте в селе Костенках, и по се, государь, место городок не стелан, и нам, холопем твоим, вконец погинуть и от крымских людей разореным быть.

Милосердый государь царь и великий князь Михаиле Федорович всеа Русии, пожалуй нас, холопей своих, вели, государь, нам зделать в том селе Костенках окола храму неполшей городок, и вели, государь, нам дать свою государеву грамоту к воеводе ко князю Андрею Ивановичю Сонцову, и вели, государь, нам дать руских людей на подмогу, чтобы, государь, нам руские люди пособили того городка ставить, чтоб нам вконец, не погинуть и от татарскова приходу разорении не быть. Царь государь, смилуйся, пожалуй.

На об. л. 451 пометы: 149-го (1641— автор) июля в 8 день государь пожаловал велел челобитную взять к их прежнему челобитью.

ЦГАДА, ф. Разрядный приказ, Белгородский стол, стб. 140, л. 451. Подлинник.

Итак, украинские переселенцы, живущие в Воронежском уезде, просят царя Михаила Федоровича прислать им на подмогу русских. О чем это говорит? О том, что плотность населения была настолько низкой, что переселенцам требовалась подмога (от набегов татар, главным образом). Снова ненавистное для украинизаторов слово — русские. Сами же украинцы называют себя черкасами.

Документ № 4

От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии в Путивль воеводе нашему Микифору Юрьевичу Плещееву.

Как к тебе ся наша грамота придет, а из литовские стороны учнут приезжать запорожские черкасы в Путивль или в Путивльской уезд с какими товары, и ты б тем их торговым людем в Путивле и в Путивльском уезде торговати позволил без пошлин, а пошлин с них ни с каких их товаров имати никому не велел.

Писан на Москве, лета 7157-го (1649 — автор) марта в 21 день.

На л. 41 приписка: Послана с путивльцом Отпущен на подводах.

ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стб. 1562, л 41. Отпуск.

Началось восстание Богдана Хмельницкого. Русское правительство всячески помогает малороссам. В частности, царский указ воеводе в Путивле (который — напомним! — ныне Украина) предписывает не взымать пошлины с запорожских черкас (т.е. казаков), приезжающих в город торговать.

Документ № 5 (отрывки)

Государю царю и великому князю Алексею Михайловича всеа Русии холопи твои Федька Хилков, Петрушка Протасьев челом бьют.

В нынешнем, государь, во 160-м году (1652 — автор) марта в 21 день пришли в Путивль на твое государево царево и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии имя на вечное житье из Литвы черниговской черкаской полковник Иван Миколаев, сын Дзиковской да сотники: Иван Остафьев, да Александра Григорьев, да Филип Иванов.

А в съезжей избе перед нами, холопи твоими, в распросе сказали, что пришли с ними черкас на твое же государево имя на вечное житье тысечи з две и стоят у заставы на реке на Семи (р. Сейм — автор), у перевозу у Белых Берегов. И били челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, они, полковник и сотники, чтоб ты, государь, их пожаловал велел ис тех сотников отпустить к тебе, государю, дву человек.

[…]

И велел бы государь их устроить от крымские стороны на Заводитцком городище да на Пещаном. А то Заводитцкое городище на реке на Пеле, выше Каменево от Путивля — во 100-е верстах, а от Недрыгалова — в 50-ти верстах, а от Бобрика и от Каменева вверх по Пслу — верст с 50. А Пещаной Брод по реке по Суле от Недрыгалова — верст с 30, а от Бобрика и от Каменева — верст с 40.

А им де, черкасом и пашенным людей з женами и з детьми, в тех местех на вечное житье устроитца мочно, потому что в тех местех земли многие и угодья большие.

[…]

На об. л. 206 отметка о подаче: 160-го апреля в 2 день подал путивлец Купреянко Гудов.

ЦГАДА, ф. Разрядный приказ, Приказный стол, стб. 281, лл. 206-211. Подлинник.

Итак, на поселение в Россию просятся 2000 (sic!) украинцев. Царский воевода просит дать им такие-то пустующие земли, где им можно поселиться. Теперь-то читатель понимает, откуда в районе русского города Путивля появились украинцы?

slob12

Царь Алексей Михайлович

Документ № 6

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии холопи твои Федька Хилков, Петрушка Протасьев челом бьют.

Нынешнего, государь, 160-го году (1652 — автор) марта в 9 день приехал в Путивль из литовские стороны черкашенин Федька Середенко и прислал ко мне, холопу твоему Федьке, гостина двора с приказным человеком с Романом Соболевым от черкашенина чигиринца от Самойла Курбацкого с товарыщи лист. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Да он же де, черкашенин, сказывал ему, Роману, что велел гетман Хмельницкой полковником и черкасом итти в Чигирин всем, и они де чают тово, что он, гетман, хочет убегать от поляков в Крым.

И мы, холопи твои, без твоего государева указу принять на твое государево имя на вечное житье тех 500 человек черкас не смели. И о том нам, холопем своим, как ты, государь, укажешь.

А каков, государь, лист черкашенин Федор ко мне, холопу твоему Федьке, прислал, и мы, холопи твои, тот лист послали к тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, к Москве с путивльским казаком с-Ывашком Орловым. А велели ему отписку и лист подать в Розряде твоему государеву думному дворянину Ивану Афонасьевичу Гавреневу да дьяком — думному Семену Заборовскому, да Григорью Ларионову, да Ивану Северову.

На об. л. 197 отметка о подаче: 160-го марта в 19 день с путивльским с кормовым казаком с-Ывашком Орловым.

Помета: 160-го марта 20 день. Государь указал и бояре приговорили: которые люди придут на государево имя и тех людей принимать, а назад, не отсылать и, приветчи ко кресту, посылать в украиные города.

ЦГАДА, ф. Разрядный приказ, Приказный стол, стб. 281, лл. 197-198. Подлинник.

Всё тот же 1652 год. Вскоре Хмельницкий разобьет польское войско в битве под Батогом, но пока что 500 украинцев с женами и детьми приехали в Путивль и просятся на поселение в Россию. Примечательно решение царя — принимать всех и поселять в окраинных городах. В царском указе прекрасно читается «украинные города»: конечно, речь идет об окраинных городах Русского государства, но любой образованный человек уже может понять, что именно такова этимология и названия «Украина», какие бы сказки ни выдумывали самостийные лжецы и ведомые ими простаки.

Можно привести еще ряд документов такого же содержания, однако и так ясно, что царское правительство разрешало украинцам селиться в принадлежавших Русскому государству землях. Разумеется, украинцы сыграли свою роль в колонизации юго-западных рубежей Русского государства. Это так. Но не будем забывать, что сама эта колонизация шла с ведома русского правительства и при непосредственном участии великорусов. А теперь нас рисуют варварами-захватчиками!

Не следует забывать, что после смерти гетмана Богдана Хмельницкого на Украине начался так называемый период Руины, когда гетманы предавали Москву и друг друга, вступали в союзы то с поляками, то с Турцией… Конечно, постоянная гражданская война еще больше способствовала массовому переселению украинцев из Речи Посполитой на восток.

Позже, после нескольких административно-территориальных реформ уже во времена Российской Империи, город Путивль стал частью Курской губернии, а Сумы с Чугуевом вошли в Харьковскую губернию. Для наглядности покажем «украинские земли» в составе Российской Империи, на которые наложены современные границы Украины (выделено белой чертой — автор):

slob13

Нажмите для увеличения

Как видим, лучшие друзья этнических меньшинств— советские большевики — присоединили к Украине всю Харьковскую губернию, отрезали от Курской губернии город Путивль с окрестностями, отрезали части Области Войска Донского, но передали в состав РСФСР — видимо, из-за отсутствия сколько-нибудь значительного числа украинцев — часть Брянщины (с городом Стародубом).

Может появиться резонный вопрос: «А какую часть население губерний Слободской Украины составляли украинцы?». Что ж, ответим на основе данных переписи населения 1897 года (напомним, что в то время перепись велась по языку):

slob14

В 1897 году, как видим, малорусы составляли большинство населения Черниговской, Харьковской и Полтавской губерний, тогда как в Курской и Воронежской преобладало великорусское население. Какова же ситуация сейчас? Заглянем в перепись населения РФ 2010 года:

slob15

Итак, во всех вышеперечисленных областях преобладают русские. Разумеется, границы областей не соответствуют границам имперских губерний, однако не мог же просто исчезнуть из Воронежской губернии почти миллион украинцев? Любому образованному человеку ясно, что в русском окружении малорусы Воронежской губернии попросту слились с русским большинством. То же самое получилось в Брянской и прочих областях.

Украинцы же видят ситуация несколько иначе (перепись 2001 года):

slob16

Нажмите для увеличения

Читатели, вероятно, заметили достаточно большое розовое пятно в границах нынешней Воронежской области РФ. По мнению официального Киева, украинцы составляют большинство населения помеченных розовым цветом земель вокруг Воронежа. Украинцев, напомним, во всей Воронежской области менее 50 тыс. человек… А ведь это еще «скромная» карта, есть и куда более радикальные, где украинскими отмечены и русская Кубань, и Дон, и другие территории. Собственно, не будем голословными:

slob17

Нажмите для увеличения

А вот какой плод самостийной фантазии украшает географические атласы для школьников:

slob18

Но хватит о безумных фантазиях украинизаторов. Рассудим логически: как отличить русского от украинца? Внешность — в целом одинакова, генетика — почти та же. Культура тоже по большей части одна.

Есть лишь два отличия — используемый в быту язык и личный выбор человека («Я русский, но считаю себя украинцем» или «Мои предки с Украины, но я русский»). Поскольку залезть в голову людям невозможно, мы решим вопрос о том, что наше, а что не наше, по принципу используемого в обычной жизни (т. е. в быту) языка:

slob19

Нажмите для увеличения

Выводы, господа, делаем сами. Они очевидны, причем как в отношении Украины, так и в отношении Белоруссии.

Подведем некоторые итоги:

1. Царское правительство в течение XVII века благосклонно смотрело на переселение «черкасов» (украинцев) на малонаселенные юго-западные рубежи Русского государства.

2. Количество украинских переселенцев исчислялось тысячами. Люди переселялись с семьями.

3. Большевики прирезали русские земли со смешанным великорусско-малорусским (то есть русско-украинским) населением новорожденной Украинской ССР.

4. Нынешняя Украина присвоила не только Северскую землю и Слободскую Украину, но еще и на уровне пропаганды внушает населению миф об украинских Кубани, Доне Брянской и Воронежской области.

Остается только один вопрос: имеет ли Русское государство право на возвращение слободских земель? Ответ очевиден: не только имеет, но обязано это сделать.

Простой пример. Представьте, что вы разрешили своему попавшему в нужду двоюродному брату с семьей поселиться в вашем доме, а он потом присвоил часть дома себе. Что вы будете делать? Выгоните ли наглого родственника, или заявите об уважении его прав на часть вашей квартиры в соответствии с Беловежскими или еще какими-то соглашениями?

Мы все, русские, вот уже много лет занимаемся именно этим — уважаем право нашего наглого брата на отнятую у нас собственность, за которую наши предки расплачивались своими жизнями.

Крым — наш. И Харьков — наш. И Сумы — наши. И Чугуев — наш. А еще Новороссия — наша. И многое другое — наше. Белорусским же и украинским самостийникам вместе с их покровителями из многонационально-федерального правительства мы хотели бы передать вот что:

Одна Русь — один русский народ. Все остальное — от лукавого.