В некоторых патриотично настроенных кругах принято считать, что Российская Империя — это такой оплот настоящих Традиционных Консервативных Ценностей. В других, чуть менее патриотичных кругах популярно мнение, что Российская Империя — это нечто древнее и настолько от нас далёкое, что даже и не стоит проводить параллели:
Ходишь, читаешь, как письмена ацтеков и майя. Ну вот были древние греки, а нынешние не от них произошли. И древние египтяне — нынешние не от них. И вот мы, нынешние русские, а мы не от этих. Сто лет — не велик вроде срок, а случился разрыв цивилизации, и они для нас — Древняя Россия, мы не от неё, а от советской.
— Леонид Парфёнов, к/ф «Цвет нации».
Говорите за себя, Леонид Геннадьевич. Ну, или за государственность. Не знаю, как у вас, но я и мои сверстники куда больше похожи на горожан поздней Империи, чем на ЛЮБОЕ советское поколение. Похожи во всём, причём: от образа жизни и интересов до уровня образования, амбиций и идеологических воззрений. Советские нравы и уклады для нас — параллельная вселенная, другая планета. Как раз те самые странные майя и ацтеки (хоть и стоящие во главе государства). Русское же дореволюционное студенчество и интеллигенция — своё, понятное и родное. «1917-й куда ближе, чем 1967-й», как точно написал однажды Фунт.
Любители Традиционных Консервативных Ценностей под видом исторической преемственности предлагают чуть ли не казачью полицию нравов с нагайками и прочий православный шариат. Но это скучно обсуждать. Вспомним лучше о тех благословенных временах, когда простой русский человек по дороге домой с собрания абсолютно легального черносотенного «Союза русского народа» мог заглянуть в совершенно легальный бордель на 30 мест. А прямо за углом, возле оружейного — где можно было абсолютно свободно приобрести новенький бельгийский «Браунинг» или даже пулемет «Максима», — вполне мог располагаться тайный литературный клуб юных гомосексуалистов или даже тату-салон.
Да. Полная бездуховность: уже в 1906 году и русская богема, и русская аристократия активно увлекались татуировками, украшая шеи, спины, руки и ноги сложными красочными узорами в модных салонах. Законодателем мод в этом деле был Его Императорское Величество Император Николай Александрович, который ещё цесаревичем, привёз из знаменитого «восточного путешествия» цветное изображение дракона на правой руке.
Русские аристократы забивались и раньше. Великий князь Алексей Александрович, сын Александра II, главный начальник флота и Морского ведомства, набил сразу два изображения — меч на груди и имя супруги на руке.
Не брезговали татуировками и белогвардейцы. Например, в партизанской дивизии атамана Анненкова в среде добровольцев были повсеместно распространены татуировки в виде черепов с костями и причудливо извивавшихся змей, обвивавших тело в различных направлениях.
Сексуальная жизнь и мораль русского юношества ничуть не уступали современным. «Распущенности» гимназистов и студентов того старого доброго времени могут позавидовать и некоторые современные школьники, замученные страшилками о «традиционных семейных ценностях» и умирающей нравственности. В знаменитом сборнике статей о русской интеллигенции «Вехи» А. С. Ланде, под псевдонимом А. С. Изгоева, возмущался:
Огромное большинство нашихъ дѣтей вступаетъ въ университетъ уже растлѣнными. Кто изъ насъ не знаетъ, что въ старшихъ классахъ гимназій уже рѣдко найдешь мальчика, не познакомившагося либо съ публичнымъ домомъ, либо съ горничной.
Даже во Франціи, съ именемъ которой у насъ соединилось представленіе о всякихъ половыхъ излишествахъ, даже тамъ, въ этой странѣ южнаго солнца и фривольной литературы, въ культурныхъ семьяхъ нѣтъ такого огромнаго количества половыхъ скороспѣлокъ, какъ въ сѣверной, холодной Россіи…
По даннымъ упоминавшейся уже анкеты изъ 967 студентовъ, указавшихъ точное время своихъ первыхъ половыхъ сношеній, 61% юношей начали ихъ не позднѣе 17 лѣтъ, при чёмъ 53 мальчика начали ихъ въ возрастѣ до 12 лѣтъ, 152 ребенка въ возрастѣ до 14 лѣтъ.
«Ну и молодёжь нынче пошла! Раньше такого не было!..» — в вашей огневой комсомольской юности, при дедушке Брежневе — определённо не было. В русской России при русском православном царе — было и не такое.
Лицензированные 17-летние куртизанки, свободная продажа оружия и националистические партии в парламенте — да, определённо, такие традиционные ценности нам по нраву.
К слову, об оружии. До беспорядков 1905 года право подданных на самооборону — неразрывное с правом на приобретение, хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия — практически ничем не ограничивалось. Даже нищие и крестьяне могли позволить себе пистолет — причём довольно приличный. «Наган» или «Браунинг» можно было приобрести по цене в 16–20 рублей (чуть больше минимальной месячной зарплаты в городах). Продавались и дешевые варианты за 3–5 рублей, разумеется, заметно уступающие по качеству. Традиционно в России были вооружены все, поголовно. Ситуацию мало изменили даже ограничения, которые принесла с собой первая революция — несмотря на массовое изъятие тяжелого оружия и требование получать специальное разрешение на короткоствол у начальника местной полиции (не сравнивать с современной охотничьей лицензией, все происходило быстро и просто), большая часть населения оставалась вооружена. Любому добропорядочному гражданину не составляло труда получить требуемый документ. На охотничье же оружие вплоть до 1917 года не существовало вообще никаких запретов и разрешительных бумаг.
Если сейчас каждый первый, осмелившийся дать бандитам отпор, почти гарантированно получает срок за «превышение необходимой самообороны», то когда-то всё было наоборот. При Павле I, например, дворян, не оказавших вооружённого сопротивления речным пиратам (были и такие), лишали дворянского титула. Естественно, пираты скоро кончились. Примерно по тем же причинам на рынках старой России не существовало рэкета (мистер Кольт всех уравнял в правах). Иными словами, подданным Империи оружие полагалось для сохранения порядка и законности (дайте русским оружие, и они… начнут сообща поддерживать порядок).
Да, сейчас наши оружейные законы позволяют, хоть и с известной долей сложности и бумажной волокиты, приобретать охотничье оружие. Современный русский может заморочиться (и заморачивается) купить мосинку или американскую снайперскую винтовку с навороченным коллиматором, но советский чиновник с вечным потрясающим вопросом «а зачем вам оружие?» никуда не ушёл и уже тянет свою мохнатую лапу к и без того неидеальному и строгому оружейному законодательству. Оружие нам: а) затем б) не твоё собачье дело, зачем нам оружие. Оружие — это нормально, оружие — это естественно.
Нормальное вообще катастрофически опасно для любых искусственных социальных систем, обслуживающих самих себя Стоит нормальному просочиться в такую систему — пиши пропало (краткая история падения СССР). «Можно сколько угодно одомашнивать и воспитывать кошку, приучать к сухому корму, но оказавшись на улице, она неизбежно одичает, будет заглядываться на птиц, и в конечном счёте кого-нибудь да сожрёт». Потому что для кошки это нормально. Потому что кошка — всегда кошка, всегда хищник, даже если в квартире из неё сделали элемент декора.
Так и русские — всегда белые, всегда европейцы, даже если их 70 лет держали за железным занавесом, изводя вывернутым на изнанку общественным устройством.
Мы не «другие советские», не «россияне», слепленные из «советского народа», мы — те самые обычные русские с тысячелетней историей. Российская Империя — не архаика и не древность, а последняя эпоха, когда нам позволяли быть самими собой. «Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть». Имперская городская молодёжь начала XX века вела совершенно привычный для нас и современный (во всех отношениях, от бытового до культурного) образ жизни: ходили по ресторанам и кабакам, танцевали танго, слушали на граммофонах записи модных эстрадных исполнителей, катались на такси, водили девушек в кино, хранили в ящике стола пистолет, заглядывались на аэропланы и автомобили, обсуждали последнюю серию сериала «Сонька Золотая Ручка», начинали своё дело, жили в гражданских браках, расписываясь — справляли медовый месяц в Европе (минимум проблем с пересечением границ). Это было нормальное европейское общество, и если перенести из 1913 года студентов или профессоров частью в 1967-й, а частью в 2017-й, нетрудно догадаться, где культурный разрыв будет наименее болезненным.
Мы выжили. Нас много. Мы сильные, умные, белые и русские, быть свободными и побеждать — вещи для нас совершенно естественные. Мы живы, и уж кого-кого, а советских людей точно переживём.