Джавахетия — это один из тех регионов постсоветского пространства, который может в любой момент взорваться и стать очередной «горячей точкой» на Кавказе. Здесь компактно живут армяне, которых грузинские власти выдавили из родных мест путем откровенной дискриминации. Сюда и сегодня активно заселяются грузины из других районов. Недавно армянская Джавахетия была объединена с регионами Самцхе и Боржоми. Сделано это было для того, чтобы увеличить процент титульной национальности в созданном субъекте. То есть к двум армянонаселенным районам, Ниноцминдскому и Ахалкалакскому (95,78/1,39 и 94,33/5,27 — доля армян и грузин соответственно), добавили территории, где живет грузинское большинство. В последнее время там происходит все больше столкновений на национальной и религиозной почве. Накапливается огромный конфликтный потенциал, грозящий выплеснуться наружу при первой удобной возможности. Разберемся, в чем же конфликт здешних армян и грузин.
Исторические вопросы
И грузины, и армяне считают эту землю исключительно своей, поэтому постоянно спорят, кто тут древнее и кто здесь изначально жил. Даже по поводу названия этого региона происходят ожесточенные споры и конфликты. Армяне принципиально называют его Джавахк, грузины — Джавахети. Эта территория действительно входила в состав то Армянского царства, то грузинских государств. Потом эту землю захватывали персы и османы, пока рука Российской Империи в 1828 году не присоединила её к себе в ходе очередной русско-турецкой войны. Петербург захотел сделать этот уголок страны христианским и праведно выдавил оттуда всех мусульман. Вернее, они сами уезжали к османам. Также в этот край переселялись в большом количестве и русские крестьяне, в основном из числа религиозных сектантов.
Грузины утверждают, что российские власти тогда специально и искусственно поменяли этнический состав этого края — сюда якобы были переселены тысячи армян с территории современной Турции и Ирана. А потомки тех мигрантов теперь считают эту область своей исконной землей. Жившие тут грузины-мусульмане, по их мнению, вынуждены были бежать в единоверную Османскую империю под гнетом императора и угрозами физической расправы, а православным грузинам не дал здесь обосноваться русский полководец и царский наместник Кавказа Паскевич, так как решение было принято в пользу армян. Небольшую часть здешних грузин якобы даже армянизировали, меняли им имена и фамилии. Будто бы с разрешения российских властей старые грузинские церкви переделывались в армянские, менялись иконы и переделывались обряды на армянский манер.
У армян — своя правда. Они говорят, что это извечная армянская земля, куда после завоевания турками вселились грузины с разрешения властей Османской империи, а значит именно они — гости на исконной армянской территории. Они считают Джавахк составной частью Великой Армении. И именно грузины в свое время переделывали все армянское на грузинский лад. А грузинское население близлежащих районов — это на самом деле перешедшие на грузинский язык ассимилированные армяне.
Революция и Страна Советов
На момент революции в России армян тут было около 85%, остальные 15% — понтийские греки и русские колонисты. Несмотря на это в 1918 году на осколках Российской Империи между грузинскими и армянскими вооруженными формированиями началась настоящая война за эту землю. Армянская сторона потребовала у созданной в то время Демократической республики Грузия передать районы бывшей Тифлисской губернии, населенные армянами. Ожесточенные боевые действия шли почти месяц и прекратились только после вмешательства английских войск. На мирной конференции стороны договорились разделить спорные территории по решению Верховного совета Антанты. Северная часть уезда — нынешняя Джавахетия — передавалась Грузии, южная — Армении.
Сразу же после установления власти Советов вопрос о принадлежности района был поднят опять. Советская Армения несколько раз просила Москву присоединить этот регион с армянским большинством к ней. Но в Москве на это не дали добро, и в итоге эта область так и осталась в составе Грузии. В 1936 году армянские большевики опять попытались расширить пределы Советской Армении за счет территории Грузинской ССР. Первый секретарь ЦК КПА А. Ханджян обратился с просьбой к ЦК передать Ахалцихский и Ахалкалакский районы Армянской ССР. Но позже, как считается, лично Берия застрелил его в своем же кабинете и такие просьбы больше никто не выдвигал.
К слову, тогда это было не сильно важно. Все жили, по сути, в одной стране. Хотя даже во время правления Сталина регион считался грузинским лишь номинально. Дело в том, что он был признан официально пограничным. Чтобы попасть туда или выехать, нужно было просить разрешение властей и ждать его иногда неделями, поэтому незваных грузин там почти не было. Многие исследователи считают, что именно в те времена стали зарождаться первые нотки сепаратизма и недовольства грузинскими властями со стороны армян, обострялись межнациональные противоречия, которые выплеснулись наружу после развала СССР.
В годы существования Советского Союза Джавахк, несмотря на развитое тут сельское хозяйство, оставался в социальном отношении одним из самых отсталых в Грузии. Это вынуждало людей эмигрировать в Армению и в промышленные города РСФСР. Кроме того, в Грузинской ССР преподавание грузинского в местах компактного проживания армян было очень слабым, так как людям не было надобности его использовать. В итоге сейчас на нем почти никто не разговаривает, многие его даже не понимают, местное население смотрит армянские каналы.
Кавказское братство
После распада Страны Советов и начала Карабахской войны у армян Джавахка, как и других кавказских и азиатских народов, резко поднялось национальное самосознание. Добровольцы оттуда активно участвовали в войне против азербайджанцев. Многие из них надеялись, что после защиты Арцаха начнется борьба и за другие заселенные армянами территории. Когда началась война в Абхазии, в Грузии резко усилились антиармянские настроения, так как в той войне большинство армян поддержало абхазов, многие активисты армянской общины вынуждены были эмигрировать, так как их стали преследовать власти.
В 90-е годы регион все больше стал проявлять признаки самостоятельности. В том числе и потому, что в городе Ахалкалаки стояла российская военная база, на которую местные смотрели как на гаранта своей безопасности. Одно время на этой территории даже ходили в обращении две валюты — рубли и армянские драмы, а грузинскими деньгами почти не пользовались.
Только при Саакашвили началось реальное возвращение региона под власть Тбилиси. Для этого в первую очередь были выведены из региона российские войска, что больно ударило по местным армянам не только с политической, но и с экономической точки зрения. Помимо того, что она гипотетически могла бы защитить местное население от возможных агрессивных действий Тбилиси, многие здешние жители работали на ней, продавали выращенную сельскохозяйственную продукцию, пользовались школой и больницей. Чтобы не злить местных, грузинская армия стала специально приобретать все виды овощей, мяса и молочной продукции у местных фермеров для замены российского рынка сбыта.
В годы правления Мишико эта территория стала постепенно и планомерно интегрироваться с остальной Грузией. Строились хорошие дороги, соединяющие армянские населенные пункты, в том числе с грузинской столицей, куда стали ездить на заработки многие армяне. Кроме того, Азербайджан, Турция и Грузия вложили средства в строительство через Джавахетию железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, которая связывает Азию и Европу, что еще больше увеличило важность этого грузинского региона.
В 2002 году в главном городе региона в Ахалкалаки был открыт филиал Тбилисского университета, в котором преподавание стали вести исключительно на грузинском языке, хотя большинство местного населения разговаривают и учатся в школе на армянском. Почти все студенты вуза — приезжие грузины из других областей, для которых властями созданы самые благоприятные условия: бесплатное жилье, питание, большая стипендия, гарантия трудоустройства и прочие. Делается все, чтобы они тут остались после обучения. В ответ на эти недружественные действия местные армяне массово принимают гражданство Армении или России. Грузия этому сопротивляется и лишает своих паспортов таких граждан.
Власти Грузии, чтобы еще больше уменьшить процент здешних армян, решили возвращать сюда турок-месхетинцев, которых советские власти оттуда депортировали после Великой Отечественной войны. В Тбилиси их официально считают отуреченными грузинами. Но возвращаться в самые бедные районы страны мало кто из них захотел. Также Тбилиси утвердили программу для армянских школ Джавахетии, которая сокращает количества уроков армянского языка и литературы. По мнению армян, все это делается для вытеснения армянского языка с данной территории, а также ассимиляции местного населения. Армяне постоянно предлагают сделать армянский язык хотя бы региональным и предоставить культурную автономию району. Но грузинские власти закрывают глаза на их проблемы, что еще больше накаляет межнациональную напряженность.
Заграница нам поможет
Считается, что сепаратизм армян в Грузии постоянно подогревается извне. Действительно, в самой Армении в патриотических кругах до сих пор популярна идея воссоздание Великой Армении, куда должны войти земли не только Нагорного Карабаха или нынешней Восточной Турции, но и населенный армянами юг Грузии. В 2009 году перед посольством Грузии в Ереване состоялся митинг, где митингующие требовали от грузинских властей предоставления автономии Джавахку и прекратить аресты армянских активистов. Многие местные армяне ориентированы на Россию. В РФ официально существует Джавахкская диаспора, которая много раз заявляла, что если в Грузии появятся силы НАТО, то армяне запустят процесс отделения и нестабильности в этой части государства.
Но официальные власти Армении никогда не планировали устраивать в Джавахке еще одну «горячую точку», чтобы потом присоединить эту территорию. Ереван, прежде всего, волнует возможность получения образования на армянском языке и сохранение культурного наследия, чтобы грузины не пытались отбирать у них церкви и прочие гуманитарные вопросы, чтобы прекратился отток коренного населения. Если вдруг произойдет масштабная межнациональная напряженность или не дай бог вооруженный конфликт между армянами и грузинами, то Армения автоматически потеряет единственный наземный выход в Россию, что грозит немедленной экономической катастрофой для страны.
Конфликт обостряется
В последние годы в Джавахетии все чаще происходят драки и конфликты на национальной почве. В 2004 году произошло крупное столкновение между грузинами и армянами. Официальная версия драки — победа местной грузинской футбольной команды над армянской, хотя на самом деле это был самый настоящий межнациональный конфликт из-за спора, чья же это земля. В массовых беспорядках приняли участие жители десяти сел. В ход были пущены палки, железные ломы, камни, ножи и даже пистолеты. В результате 30 человек получили ранения различной степени тяжести. Разгромлены дома и автомобили грузин, грузинское население тогда утверждало, что у армян много оружия, которое они везут из Нагорного Карабаха. Остановить конфликт удалось, когда туда перебросили дополнительные полицейские силы и подразделения внутренних войск.
Кроме этого, власти Грузии активно переселяет в район и грузин-мусульман из Аджарии, с ними у армян тоже постоянно случаются конфликты. В том же 2004 году в селе Азмана армянонаселенного Ахалкалакского района произошло столкновение между местными армянами и приезжими аджарцами. Мусульмане специально разрушили рыбоводческий бассейн в селе Карцеп, принадлежавший армянину, что и стало причиной стычки. Грузины стали скандировать при этом, чтобы армяне «убирались в Армению с грузинской земли». Только после прибытия оперативной группы окружной полиции страсти утихли.
В 2016 году произошла еще одна массовая драка на этнической почве. Одна сторона утверждает, что пьяные грузины ни с того ни с сего напали на армян, которые решили провести траурный митинг и шествие в память жертв геноцида в Османской Империи. Грузины говорят, мол, армяне сами их задирали и обвиняли в том, что они не признают геноцид и кричали: «Джавахетия — армянская земля, а вы тут гости». В начале 2017 года произошли столкновения между армянскими активистами и грузинской полицией. Армяне хотели установить хачкар (каменную стелу с резным изображением креста) возле древней церкви. Суть проблемы состоит в том, что грузины считают эту церковь грузинской, а армяне — армянской. Столкновения и драки прекратились только после приезда спецназа.
В самом конце 2017 года Армянское духовенство подало в суд на правительство Грузии из-за передачи одной из церквей, расположенных в центре Тбилиси, патриархии Грузии. Представители Армянской апостольской церкви уверяют, что этот храм был построен в 80-х годах XIX века и является исторически армянским. Представитель ГПЦ заявил, что «есть доказательства, что эта церковь грузинская, поэтому суд станет для армянских истцов постыдным». Сообщениями об армяно-грузинских конфликтах в последние годы просто пестрит интернет.
В итоге
Как видно, межнациональная напряженность в регионе находится на пределе. При желании заинтересованных сил, этот конфликт можно легко раздуть, и он может иметь высокий градус напряженности. США, например, могли бы использовать ситуацию для отрыва Армении от России. В свою очередь, РФ долгое время практически открыто использовала армянский сепаратизм в Грузии, чтобы надавить на антироссийский режим Тбилиси. Выгоден он и Еревану — чтобы еще раз заявить мировому сообществу об угнетении и выдавливании своих соотечественников в грузинском государстве. А Азербайджану нужно рассорить Грузию и Армению для создания второго антиармянского фронта. Но пока идет рукотворный процесс постепенного выдавливания армянского населения, так как Грузия боится разрастания там сепаратистских идей как в Абхазии или Южной Осетии. Хотя и армяне, и грузины понимают, что их грызня выгодна лишь их соседям, которые при первом удобном случае готовы стереть с политической карты мира два этих государства.
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.