Давно хотел высказаться вот о чём. Люди, упоённо пишущие о том, как всему «Спутнику» или отдельным авторам «заплатил Кремль» и «дали новые методички», просто не понимают масштабов собственных заблуждений и степени абсурдности своей логики.
Уровень заметок об истории и культуре, уровень политической публицистики и пропаганды «Спутника и Погрома» в половине даже европейских государств оценивался бы словосочетанием «Отцы нации» и считался бы одной из основ национального самосознания. Интернет-журнал типа «Спутника» в Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литве, даже Венгрии был бы национальной гордостью. Про Украину и не говорю (им не удалось уйти дальше примитивного клона, и то изданного на русском языке). В Молдавии нам бы каждый день свечки за здравие ставили. Националистическая профессура из местных университетов нас бы рекламировала первокурсникам: типа «прочтите для начала это и вот это, чтоб понимать, о чём речь». Любая правая европейская партия — даже французский «Национальный фронт» — была бы счастлива заполучить поддержку такого ресурса. Тем более что большинство наших авторов в буквальном смысле вышли из народа, выросли в самых обычных советских домах, учились в самых обычных постсоветских школах и даже близко не принадлежат ни к какому истеблишменту. И за два года сделали площадку с посещаемостью как у суперфинансируемых изданий с гигантскими бюджетами и соответствующим самомнением. Безо всякой протекции, исключительно собственными стараниями, способностями и на энтузиазме основателей. Сам по себе подобный случай — конфетка для популистской пропаганды.
Это в России — старом культурном государстве с великой и сложной судьбой — мы являемся лишь бледной тенью собственных предков. А в какой-нибудь Белоруссии мы были бы идеологами всего бело-красно-белого движения и навсегда бы вошли в историю этого народа примерно как чешские будители или «Василь» «Вышиваный» в историю Чехии и Украины.
(В сторону замечу, что в случае с Белоруссией нечто подобное и так давно пора на всякий случай сделать, чтобы купировать польское идеологическое влияние на местную оппозицию, которая всё равно рано или поздно победит, но когда бы у нас в стране широко заботились о softpower — в Крым на мотоциклах катались, и то хлеб.)
Собственно, в этом и заключается для людей мелочных основной соблазн «широпаевской» национал-демократии и прочего «сибирского сепаратизма». На фоне великой России сторонники Залесья, Ингерманляндии, незалежной Казакии и самостийной Сибири — полные ничтожества. А для «возрождающейся из пепла нации, наконец одолевшей тысячелетнее угнетение оккупантов и задышавшей полной грудью» достаточно слова в предложения уметь складывать — уже неплохо. Если в рифму, то вообще добро пожаловать в национальный пантеон. Что говорить, если на Украине убогие Шевченко и Леся Украинка всерьёз считаются великими поэтами 40-миллионного европейского государства, их изучают в школах, ставят им памятники, называют в их честь центральные улицы, проспекты, парки, набережные и университеты.
Почему мы сами не занимаемся чем-то подобным? Потому что мы русские и превращения собственной страны и народа в нечто непонятное, «возрождающееся из пепла» и «формирующееся на Майдане» не хотим. Нам и нашим детям тут жить. У нас есть реальная великая история, реальные великие достижения, реальные ориентиры в прошлом и огромный потенциал. И нас решительно не устраивает превращение нашего государства в большую северную Румынию даже ценой каких-то наших личных незначительных успехов. Фигурально выражаясь, мы не отцы русской нации, а всего лишь её заблудившиеся дети, ищущие дорогу домой. На «отцов» мы в Великой России не потянем. А вот даже на Украине — вполне могли бы. Я даже в шуточной форме описывал, как.
Культурный же уровень российского общества, вопреки всему, постоянно растёт, и мы, родившиеся и выросшие в советско-постсоветском пересменке, — всего лишь «промежуточный этап». После нас придут люди гораздо умнее, образованнее и профессиональнее и сделают такие «Спутники», что нынешний будет выглядеть чем-то вроде жилищ древнеславянских племён на фоне Зимнего дворца. И наша скромная задача в идеологическом смысле — дать именно таким людям возможность через несколько десятилетий стать настоящей национальной элитой. «Отучить детей слушать завывания новиопов и дать им в руки Розанова и Галковского, чтобы они потом выросли и сказали „Папа, ты необразованный идиот“».
Всё это я расписываю, чтобы дать понять людям, улюлюкающим про кремлёвские или антикремлёвские методички, сам МАСШТАБ ПРОИСХОДЯЩЕГО и нашу реальную мотивацию. Если мы захотим заработать денег на какой-нибудь подлости, мы ЗАВТРА ЖЕ можем начать ломать комедию, изображать условных молдавских националистов или сторонников сибирской независимости (благо на практике за подобные вещи у нас в стране абсолютно никак не преследуют), и через несколько лет к нам на коленях приползёт «освобождённая нация». Но мы русские и у нас дома пока не всё так идиллически хорошо (и, с другой стороны, не всё так безнадёжно плохо), чтобы предаваться подобным австро-венгерским игрищам. И тем более нам совершенно не требуется продаваться ни Кремлю, ни Госдепу за три копейки: это абсолютно не тот уровень амбиций, который мы можем себе позволить, и совершенно не то, ради чего сам «Спутник» затевался. Зарабатывать деньги на русском национал-демократическом блоге — самый абсурдный бизнес-план в мире.
И люди, которые всерьез меряют нашу деятельность деньгами — это пармезановые опарыши, судящие окружающий мир с точки зрения говорящих советских червей, инвалиды реальности, мечтающие наворовать бабла и сбежать в Лондон.
И даже в принципе неспособные представить, что среди этих печальных льдов и лесов после 70 лет отсутствия появилось первое поколение, которое никуда бежать не хочет.
Кажется, такие люди раньше назывались «русскими».